Официальный автобус в Солигорск против маршрутки через диспетчера. Испытано на себе :)

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

У меня был план написать пост о том, как нарушают скоростной режим междугородние маршрутки. Я-то сам не езжу на них, но люди рассказывают, будто это тот еще аттракцион. Для этого дела надо было выделить минимум половину дня, и тест все откладывался и откладывался. Начав же наконец подготовку к мини-вылазке на прошлой неделе, я обнаружил, что по выбранному для испытания маршруту Минск — Солигорск остался всего один официальный автобус. На фоне десятков ежедневных маршруток! Ситуация явно нездоровая, иллюстрирующая результаты разных подходов к бизнесу у государственных автопарков и частников. Ну и в общем я решил сравнить не только скоростные режимы, но и полностью все детали поездок разными перевозчиками. Результаты получились противоречивые, вот что.

Маршрутка — явный признак нездорового коммунального транспорта. Маршрутка — это такой паразит на теле города, получающий шанс на жизнь в случае, если организм ослаблен. Медленный, некомфортный, неудобный, плохо распланированный транспорт дает лазейку внешне таким удобным и практичным маршруткам, которые вжух — и на Ждановичах.

Собственно, я ничего не имею против маршруток, если они помогают там, где помощь нужна. Они сами собой пропадут, если «большой» транспорт станет нормальным. Но, конечно, это не значит, что никаких правил для частного перевозчика быть не должно. Выдача проездных билетов, транспортные средства с предусмотренным местом для багажа для междугородних маршруток, предрейсовый контроль водителей, соблюдение расписания и отправление с оборудованных мест (вокзалов, остановочных пунктов) должны быть обязательными для всех перевозчиков вне зависимости от формы собственности.

Если в городах у властей хватило сил как-то упорядочить маршрутки, то ситуация в межгороде просто аховая. Маршрутчики пользуются лазейкой в законодательстве, позволяющей оказывать услуги по перевозке на условиях фрахта. Если по-простому, то собравшиеся пассажиры являются заказчиками конкретной перевозки из пункта А в пункт Б, и это облегчает маршрутчикам жизнь, в том числе снимает перед ними кучу обязательств.

Опять же, я ничего не имею против того, что бизнес использует действующие законы себе на пользу, в конце концов оптимизация затрат и поиски способов повышения рентабельности в угоду большей прибыли и есть основная задача бизнеса. Другое дело, когда такая оптимизация может сказываться на безопасности услуг… Но это тема для другого материала.

Люди, часто ездящие по стране, всячески хвалили «фрахтовиков» у меня в комментариях на фэйсбуке. Говорили, что бронирование места через диспетчера и быстрый «полет» в Минск со стартом там, где попросишь водителя, — это есть хорошо. Опять же, не буду спорить, каждому ведь свое. Я просто потестил оба варианта на маршруте в Солигорск и обратно и соорудил этот пост.

Сейчас 130 километров между двумя городами можно проехать только одним «официальным» рейсом. Он обслуживается солигорским автопарком и отправляется из Минска ежедневно в 11:40.

sdr

dav

Стоит поездка на этом автобусе 5 рублей и 84 копейки. В пути две остановки — в Валерьянах и Слуцке.

Выехали мы из Минска с малюсеньким опозданием несмотря на малое количество пассажиров. В автобусе были я и какой-то мужик :)

sdr

Ехать было вполне удобно. Мерное тарахтение двигателя, никаких резких движений по полотну трассы, скорость примерно одинаковая все время — около 70 км/ч:

Screenshot_20171227-120719

Шаг кресел достаточный даже для меня, так что и тут никаких проблем. В автобусе нигде не сквозило, было тепло и хорошо. В Слуцке мужичок вышел, но вместо него в салон зашла толпа студентов и заняла буквально все кресла. В этой чудной компании мы прибыли в Солигорск по расписанию в 14:15, затратив на поездку 2 часа и 35 минут.

dav

dav

Я был крайне наивен, ожидая, что уехать обратно в Минск можно простой посадкой в первую попавшуюся маршрутку на вокзале. Их там не было ни одной :)

К счастью, у меня на смартфоне есть пара приложений, помогающих находить «фрахтовиков» в любом городе, и список всех маршрутчиков Солигорска был получен спустя пару минут. Позвонил я по первому попавшемуся номеру, это оказалась диспетчерская некой «Десяточки» («В десяточку»? — как-то так). Увы, ближайшая «десяточка» уезжала с некоего «проспекта» через 15 минут, и диспетчер не смогла мне рассказать, как попасть на место посадки. Я попросил адрес — с адресом тоже не получилось. В итоге мы сошлись на том, что с вокзала меня забирает следующая машина в 15:25, и меня это вполне устроило, хотя можно было порыться по другим перевозчикам и найти машину на более раннее время. Сразу же пришла SMS с номером буса и телефоном водителя.

dav

Я походил по окрестностям, изучил расписание городского транспорта, сходил в «Брусничку» за чипсами, которые не ел, наверное, несколько лет.

В 15:25 приехал синий микроавтобус с угрюмым водителем.

sdr

Сразу же обнаружился главный минус таких вот маршруток. Он реально объехал половину города, собирая людей с разных остановок, и, главное, на каждой остановке были опаздывающие люди. Таким образом комплект пассажиров собрался лишь за полчаса, а покинули мы Солигорск почти в 16 (!) часов. Это очень напрягло.

На удивление ехали почти всегда разрешенные 90 километров в час. Лишь в одном месте водитель слегонца втопил тапку газа:

Screenshot_20171227-165615

В общем, несмотря на отставание от графика, никаких гонок на трассе никто не устраивает, это хорошо.

Салон комфортный, чистый. Водитель довольно громко слушал подборку разной музыки, в основном валил трэшачок типа «Я сидел на нарах, ты по мне скучала». На одной заправке шофер вышел никому ничего не сказав и исчез на несколько минут, видимо, пожелав отлить. Пассажиры сидели смирно и ожидали его возвращения.

Приехали в Минск мы в 17:45, затратив на поездку 2 часа и 20 минут, то есть всего на четверть часа меньше коммунального автобуса.

Стоимость проезда при этом составила 8 рублей, платить нужно после окончания поездки (видимо, такая мужицкая хитрость, позволяющая держать кассу всегда пустой на случай какой проверки), билет выдают по требованию. Без требования шиш с маслом.

Да, если бы был багаж, даже хотя бы спортивная сумка, то поставить ее можно было бы только на голову или в проход, загородив место остальным пассажирам. Что в таком салоне происходит в дни массовой миграции студентов, ума не приложу.

Выводы. Автобус с вокзала хорош всем кроме неудобства расписания и его скудости. По городу он так же делает пару остановок, чтобы подобрать пассажиров, разве что, конечно, не заезжает в каждый микрорайон. Автобус дешевле, в нем не поет Ирина Аллегрова и есть багажное отделение.

Маршрутки имеют удобное расписание и, видимо, на длинных расстояниях могут существенно выиграть во времени. Больше заметных плюсов у них нет, но есть минусы — цена, долгий сбор пассажиров, отсутствие официальных документов о перевозке. Непонятно состояние водителя и транспортного средства.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!