Почти весь Апшеронский полуостров застроен человеком, фактически он является одной сплошной агломерацией с выраженными центрами в Баку и Сумгаите. И, конечно, большая часть агломерации представляет собой кварталы так называемого частного сектора. Если посмотреть на эту территорию со спутника, то она предстанет в виде пестрого покрывала, сшитого из мириадов разноцветных крыш с довольно редкой на фоне общей массы упорядоченной территорией регулярных кварталов многоэтажек. Лабиринты такого «частного сектора» проникают вплоть до ядра Баку и, конечно, чем ближе они к центру, тем старее по возрасту. Мне дали наводку на сочные трущобы у метро «Низами Гянджеви», и я немедленно отправился смотреть их своими глазами.
Эта станция метро, названная в честь поэта, открыта еще в 1976-м году в составе первой очереди бакинского метро. До древней крепостной стены отсюда чуть более километра, а до берега моря меньше двух. Эта территория исторически называется «внешним городом», а в советское время была прозвана «Советской». Да, именно так: «Я живу на Советской» обозначало «Я живу в районе Советского проспекта».
Выход из метро:
В прошлом десятилетии Баку принялся массово сносить эти кварталы, не щадя в том числе и некоторые ценные постройки XIX века. Новое строительство на их месте не предусмотрено: по мере сноса формируется центральный парк. Очередь дойдет до всех кварталов ветхих лачуг, но здесь надо подчеркнуть, что первыми сровняли с землей как раз те массивы, где просматривалась какая-то структура. У метро остались фактически трущобы:
Без карты в смартфоне ходить тут бессмысленно — теряешься мгновенно, ориентиры в виде высотных домов видны далеко не с каждого закоулка:
В основном массив возник в XIX веке, есть дома и первой половины XX. Можно было бы написать «довоенные», но войны в нашем понимании Баку не знал — ни Первой мировой, ни Второй.
В постсоветское время этот район обступила более высокая современная застройка, но, как я уже написал выше, просматривается она не отовсюду. Зато если просматривается, то появляется повод щелкнуть еще несколько снимков:
Некоторые улицы совсем узкие, две машины не разъедутся. В других случаях речи о машинах вообще не идет, пройти могут только люди на своих двоих. Никаких широких транзитных магистралей нет в принципе — полотно монолитное, сбитое, земля израсходована экономно.
Жизнь как она есть…
Уходящая натура в центре Баку, но за центром такого добра припасено еще тысячу лет.