Каменная Горка у всех на слуху. И Сухарево с Кунцевщиной. Малиновка, Веснянка, Дражня, Ангарская, Шабаны, Чижовка, Лошица, Курасовщина, Брилевичи, Шарики, Автозавод, Розочка, Уручье, Грушевка — тоже. Это районы, которые во многом складывают образ Минска: огромные массивы панельных гетто-спальников на западе, старые пятиэтажные кварталы в центре, микрорайоны работяг на юге. А есть уголки Минска, хоть и являющиеся его частью, но лицо его не формирующие. Потому что стоят в стороне от основных транспортных потоков и не имеют внутри никаких точек притяжения. Можно всю жизнь прожить в Минске, но не побывать, например, на Передовой или в недрах Болотникова. Сегодня я хочу рассказать о маленьком микрорайоне города, о котором вы обязательно слышали, но не обязательно в нем бывали. Просто там совершенно нечего делать, хотя это Минск — с высотными домами и вездесущим «Еврооптом» по центру.
В Степянку можно попасть только по двум узким улицам — Геологической и Карвата. Еще можно съехать с внутреннего кольца МКАД в частный сектор, опоясывающий микрорайон, и попасть на Южную улицу, но это не всегда удобно. Район зажат между одноименным лесопарком, гаражным массивом, кольцевой и железной дорогой Минск — Москва:
Его изолированность, а также военное происхождение сказались на определенной консервации этого клочка города. Лишь с нарастанием дефицита свободных под жилую застройку земель, город обратил внимание на потенциал Степянки. Военная часть сменила месторасположение, был разработан план реновации и развития квартала, часть нового жилья уже возведена.
Например, жилой комплекс «Ясный» у конечной остановки коммунального транспорта:
Или громадина новостройки у кромки частного сектора:
Новостройки посажены в Степянке точечно, на свободных кусочках земли. До них здесь уже успели построить панельки старых и новых серий, в 80-е и 2000-е годы. Район развивался неравномерно, поэтому его внешний вид неоднородный, в полной мере отражающий разные эпохи страны:
Степянка в силу своего месторасположения один из самых дешевых районов города — это в одинаковой степени правдиво и при покупке, и при аренде жилья. Дешевая здесь вторичка, недорогие новостройки.
Ничего не знаю о социальной инфраструктуре Степянки — хватает ли мест в школах и детсадах, насколько загружена поликлиника — но чисто внешне квартал оставляет благоприятное впечатление. Во всех новостройках на первых этажах магазинчики и различные сервисы, дворовые территории убраны и досмотрены. Даже машин как-то не особо много, что вообще нетипично для Минска.
Немалую часть Степянки занимает частный сектор. Я не особо его рассматривал, просто прошел насквозь к старой части района:
Покосившийся бетонный забор, разъезженные грунтовки с «песочным ремонтом», густые сады — остатки военного городка, обслуживавшего часть. От городка остались грустные хрущевки, а в части хозяйствует бизнес: мелкие предприятия, склады и офисы.
Городок довольно большой и тоже со следами разных эпох. Так, в старой части улицы Карвата есть даже типичные сталинки, но в основном это все панельные «хрущи» времен экономной экономики.
В Степянку можно добраться автобусами от Востока или из Дражни, а также приехать электричкой из центра. Около микрорайона расположена гигантская грузовая станция, на которой постоянно есть маневровое движение.
Удивительно, но в нежаркий день по лавкам не сидели алкаши и в принципе прохожих в Степянке мало. Редкие мамы с детьми, некоторое количество покупателей в магазине, но в целом — тишина и пустота…
Как символ Степянки на парковке стоит старый заколоченный ПАЗ, будто свидетель всей истории квартала, скрытого от остального Минска в уголке города:
Степянка настолько район сам в себе, что здесь можно ни разу не побывать за всю жизнь. Когда я последний раз топтал улицу Геологическую? Пять? Десять лет назад?
Не знаю. Но, видимо, в следующий раз мы тоже свидимся нескоро.