Снос старого аэропорта и строительство на его месте новых кварталов высокоплотного жилья окажет влияние и на соседние территории. Во-первых, чисто технически, исчезают какие-либо ограничения на этажность из-за «выключения» глиссад, а, значит, растет экономическая привлекательность реконструкции и уплотнения. Во-вторых, застройка «Минск-Мира» требует пересмотра емкости сушествующей улично-дорожной сети и стимулирует строительство новых магистралей. В общем, хаотичный район-лабиринт в границах Брестской, Рижской, Черниговской и других улиц будет в ближайшие годы меняться, а это повод зафиксировать его нынешнее состояние. Без карты здесь не разберешься.
Думаю, любой минчанин легко представит себе расположение улицы Кижеватова. Она начинается примерно от перекрестка с Казинца, огибает территорию теперь уже бывшего аэропорта, выходит в Курасовщину и далее превращается в Слуцкое шоссе. Нечетная ее сторона застраивается высотками «Минск-Мира»:
Хаотичный квартал напротив в итоге будет связан с «Миром» двумя улицами: Леонида Левина вольется в Брестскую, а Белградская — в Рижскую. Судя по детальному планированию этого сектора Минска, обе они не станут шире, разве что будут облагорожены.
В большей степени сектор ждет упорядочивание застройки, частичный снос частного сектора и двухэтажек, уплотнение высотным жильем и развитие среды общественного назначения. План:
Те двухэтажки, который видны при движении по Кижеватова в Курасовщину, точно будут снесены. Здесь суммарно 130 квартир:
25-этажки «Мира» уже нависают над ними, наглядно демонстрируя, как изменились подходы к строительству за прошедшие десятилетия. Эти каменные бараки возникли в 50-х годах, судя по всему, для работников аэропорта (точного подтверждения не нашел, но название соседней улицы Аэрофлотская намекает).
Важный атрибут квартиры тех времен — сарай во дворе:
Магазин ОАО «Живинка», одна из восьми точек некогда большой сети Октябрьского райпищеторга:
Собственно, Аэрофлотская улица:
В послевоенные годы одним из способов решить жилищную проблему была раздача небольших участков для строительства индивидуальных усадеб. Так в Минске, например, возник огромный Северный поселок и большая часть Сельхозпоселка, некоторые другие кварталы частного сектора. Уверен, здесь та же история.
Некоторые улицы тут названы в честь городов СССР. Помимо упомянутых уже Брестской и Рижской есть еще Кобринская и Черниговская. Никакой особой логики нет — это направление ни в Брест, ни в Чернигов и уж совсем не в Ригу.
На Черниговском переулке:
Отсюда тоже видны новостройки «Минск-Мира», конкретно эта группа домов «Северная Америка»:
А это уже Черниговская улица, одна из основных в секторе. На ней стоит четырехэтажное здание санаторной школы-интерната №9, очень специального учебного заведения круглосуточного пребывания для детей с костно-мышечными заболеваниями. В классах здесь учатся в том числе лежа.
Опять «Минск-Мир» :)
Дальше по улице кладбище. На самом деле оно является деревенским, от существовавшей неподалеку деревни Лошица 2-я (осталась звучать в названии улицы 2-я Лошица), но в городской системе топонимов получило название Черниговского. На нем мемориал-братская могила группы бойцов, погибших при освобождении Минска.
Удивительно, но на Черниговском можно официально купить участок и похоронить человека, хотя ажиотажа не наблюдается. Западный склон погоста под крутым углом обрывается в пойму несуществующего уже ручья-притока Лошицы:
Пойма не застроена и вообще почти никак не используется. Какие-то огородики, бурьян, гаражи.
Створ 2-го Брестского переулка и его застройка:
Попадаются дома на несколько квартир. Сложно сказать, как они возникли — практика мини-кондоминиумов в Беларуси не развита, но это оно и есть.
Некий Family Hostel:
Опять!
Часть переулка зашита в сплошные заборы, создающие ощущение тоннеля:
Минский государственный профессиональный лицей транспортного строительства №5 (то есть ПТУ в прошлом):
Вот еще многоквартирник:
А тут набор карточек с индивидуальным жильем:
Дорога снова резко уходит вниз, на этот раз уже в пойму Лошицы, теперь диковатой местности, оставленной под полотно шестиполосного третьего кольца. Когда-то здесь стояла усадьба, потом на ее базе функционировал совхоз «Лошицкий», в начале нулевых она стала основным местом распространения борщевика Сосновского в столице. На удивление борщевик побежден:
Отсюда я ныряю в 4-й Брестский переулок, который начинает круто взбираться вверх:
Вновь улицы-тоннели:
Поворот на 3-й Брестский. Вдалеке 25-этажка на 1-м переулке Фомина и полукруглые кирпичные высотки:
Ближе:
Часть обследуемого мной квартала уже реконструирована. Здесь заканчивает строительство третьего дома ЖК «Брестский» девелопер «Айрон». Получилось неплохо, тем более к комплексу прилагается паркинг.
Может быть, конечно, его жители еще не знают, что рядом с ними, там, где теперь лежит 3-й переулок Зубачева, пройдет напряженная магистраль третьего транспортного кольца. Пока же здесь просто деревенская идиллия.
Но вообще если верить разработанной планировке, в целом этот кусок Минска останется довольно спокойным и не густонаселенным. Самые заметные изменения произойдут по четной стороне Кижеватова, где сейчас рядок двухэтажек 50-х годов. Их займет рядок домов до неба.