Большинство минчан не знает, что площадка у диспетчерской станции «Дружная» с обратной стороны станции Минск-Пассажирский имеет официальное название Южной площади. Ну, утверждать на 100% не буду, так как в последние годы топоним исчез вообще со всех карт и употребляется крайне редко (например, на сайте продовольственной сети Белорусской железной дороги «ДорОрс»). На Южной площади должен был разместиться южный вокзал, затем циркулировала идея переноса на нее «Центрального» автовокзала, после — формирование тупиковых путей для пригородных поездов осиповичского и оршанского направлений. В этом тексте я собрал все идеи и визуализации того, как могла выглядеть «Дружная».
Я не помню, когда начала формироваться Южная площадь, но, похоже, только в 90-х годах. До того задник минского вокзала представлял хаотичный частный сектор, кусочек которого оставался нетронутым даже вплоть до разработки котлована под станцию метро «Вокзальная» в середине прошлого десятилетия. На карте Минска 1995-года площади еще нет, а на спутниковом снимке 2001-го уже есть.
На моей памяти площадь выглядела так, пока не началась реконструкция:
Очевидно, эта площадка обладала значительно большим потенциалом, нежели как конечная остановка городских маршрутов, поэтому вместе со строительством нового железнодорожного вокзала появились разговоры об еще одном на Южной площади. Они получили соответствующие названия: Северный (построен и действует) и Южный (не построен). Конкорс над путями, доставшийся от предыдущего советского варианта терминала, планировалось продлить и вывести на площадь.
План не был реализован чисто по финансовым причинам, однако идея возвести второй терминал, сделать вторую точку входа на главный транспортный узел города, так или иначе оставалась центральной еще в нескольких вариантах реконструкции Южной.
Наиболее интересным казался вот этот, где площадь застраивалась многоуровневыми паркингами, вокзалом и отдельной тупиковой станцией для пригородных поездов «Городских линий» осиповичского и оршанского направлений (справа):
С небольшими вариациями та же идея:
Судьба реконструкции Южной площади, кажется, была сильно связана с перспективами «Городских линий» как нового типа транспорта. Линии намечалось продлевать до ближайших крупных городов, то есть до Молодечно, Борисова, Столбцов и Марьиной Горки, а, следовательно, ожидался рост их востребованности. Снизить нагрузку на основную станцию столицы, развести потоки по разным площадкам — да, разумно.
Впрочем, «Городские линии» никакого развития не получили и вряд ли получат в текущей экономической ситуации. Но идея со строительством тупика под них на «Дружной» оставалась всегда. В обновленном проекте пешеходная часть Южной площади накрывалась крышей, появляется платформа еще и для сквозных электричек Столбцы — Борисов:
При этом конкорс над путями Минска-Пассажирского уже без новых спусков к дальним платформам. Фактически это констатация факта, что емкости станции хватает и без мегастроек.
Наконец, проект окончательно оформился. Конкорс продлевается, тупик для электричек усыхает до одного пути, но мостик перекидывается через Могилевскую и там на месте частного сектора вырастает бизнес-центр. Вместе с этим торговый центр Minsk City Mall (вот-вот будет достроен) и двухуровневая развязка Вокзальной с Толстого (похоже, уже не скоро):
Вариант без двухуровневой развязки с Толстого:
Конечно, в наступившей реальности верить во все это не имеет никакого смысла. «Городские линии» без должной поддержки со стороны государства неизбежно придут к увяданию, не говоря уже о каком-то развитии.
Но посмотрим.