Частный заказ на многоквартирное жилье в Минске возник сразу же как позволил закон в момент слома СССР. Параллельно появились и независимые архитектурные бюро, как правило, открытые отдельными именитыми архитекторами, отколовшимися от различных государственных проектных организаций. Конкуренция идей среди творческих коллективов и отдельных архитекторов сместилась в сторону конкуренции за частный заказ, ослабли разного рода фильтры, отсеивавшие проекты на стадии задумок, что на фоне упадка строительной отрасли в принципе позволило «протаскивать» до реализации практически все, что хотели заказчики. Так расцвел странный уникальный жанр, которому после было дано название «капиталистический романтизм» или просто «капром». Без строгих рамок, но со своей философией: каждая постройка — доминанта, ей все внимание на улице, в квартале. Капром намеренно отказывался от любых типовых решений, стремясь сделать даже отдельные элементы вычурными, необычными. Фактически это был творческий бунт против главенствовавшего к моменту распада СССР модернизма и индустриального домостроения, щедро напитываемый деньгами новых бизнесменов. В Минске капиталистический романтизм пережил две инкарнации: в 90-х он развивался на основе бескаркасных решений, а с появлением прогрессивных монолитных технологий на короткий срок расцвел еще раз. Серию о стиле я разбил на две части и сегодня первая — она о неспокойных девяностых.
В Минске несколько десятков домов, которые соответствуют сюжету этого поста, но я отобрал двадцать. Критерии отбора были разные: одна многоэтажка особо яркая, другая большая, у третьей нетривиальная история появления. Например, так называемый «Дом Климова» (Красноармейская, 22А) стилистически является хрестоматийным модернизмом, проект выполнен Станиславом Замараевым еще в 1989-м, но достраивал его бизнесмен Андрей Климов в период 1993-1995 годов. В многоэтажке, к слову, есть подземный паркинг, а территория охраняется. И тогда, и сейчас частично это номенклатурная высотка для аккредитованных при МИДе дипломатов, но есть и апартаменты в частном владении. Тут же, к слову, посольство Государства Палестина.
Пожалуй, наиболее значимым представителем стиля капром является мегадом на Машерова, 54, построенный в период 1995-1998 годов. В нем восемь подъездов и одиннадцать этажей, однако первый полностью отдан под торговлю и услуги.
Он полная противоположность всему тому, что строили в советское время. Нарочито плавные линии, «лишние» объемы, надстройки, пристройки, многочисленные эркеры, а еще башенки, аркады, колонны, баллюстрады — не жилая многоэтажка, а учебник архитектуры.
Со двора:
Кстати, даже рассматривая только лишь минские дома, легко подмечаешь, что использование классических круглых колонн в этом стиле что-то вроде знака качества или отличительной особенности. Если колонн нет прямо перед вами, просто поднимите голову:
О «Замке» Эллы Левиной на Богдановича, 108-116 я даже сооружал отдельный пост, и он точно был бы больше любого другого капромовского дома, но разделен на четыре жилых корпуса и пристройку детсада. Заказчиком выступил «Белтелеком», здание сдавалось частями с 1994 по 2000-й год (последним как раз детсад).
Образ готического замка передается башенками-донжонами, рельефной кладкой внешнего фасада, мощными полукруглыми арками:
Автомобильный проезд высотой в циклопа:
Во дворе:
На улицу выведены пожарные лестницы с кованными решетками:
Лестницы спрятаны в тоннель-углубление такой конструкции:
Детсад тоже «Замок», просто поменьше:
Справедливо отметить, что сподвижники капромантизма старались удивить мир не только внешним видом своих детищ, но и внутренней структурой. Вне всяких сомнений, победителем в необъявленном соревновании странных решений является 14-этажка на углу Маяковского и Денисовской с единственным (!) подъездом, спрятанным в круглой башне на углу:
На торцы выведены пожарные лестницы, и они вновь сделаны в углублениях:
Кто-то прорубил окно из цокольного офиса:
Вход в подъезд:
В этом доме почти все квартиры трехуровневые. Прихожая всегда расположена на среднем уровне: выше и ниже размещены комнаты, санузлы и кухня. Все квартиры сделаны лесенкой на обе стороны здания и сложены друг над другом как конструктор.
Архитектор этого чудища мне не известен, год постройки 1996-й.
Один из самых ранних проектов в стиле безымянный красавец на Каховской, 28А. Он заложен еще в 1992-м и сдан в 1994-м, заказчик и архитектор неизвестны. Здание сдержанное, но не без приколов:
Колонны!
Максимально странный балкон на уровне технического этажа:
Особенно яростные в доме подъезды. Каждый с могучим портиком высотой в два этажа и почему-то скромной дверью справа. Судя по углублению, планировалась дверь под стать крыльцу:
Высотка на Партизанском, 88 у станции метро «Автозаводская» также заложена в 1992-м, но строилась очень долго, аж до 2001-го. Я ездил мимо нее на учебу в лицей и своими глазами наблюдал как медленно растут этажи и ее неожиданные объемы в виде полукруглых башен и чуть не барочных фасадов.
Проект выполнил известный архитектор Валентин Крусь, наиболее известный как соавтор так называемого «Квартала Шпигельмана» на Победителей, автор застройки Обойной улицы и, конечно, моей родной поликлиники №4. По ней и сейчас без карты не пройдешь — ох и сложная планировка!
Со двора:
Кстати, Крусь — это еще и два соседних дома на Азгура, 1 и Захарова, 50В, пример бесшовного перехода с бескаркасных на каркасные дома:
Один из моих любимых капромовских домов Минска — Козыревская, 15. Кто его архитектор и заказчик неведомо, но архитектор точно был талантлив. Он «пробил» у заказчика эти роскошные бетонные решетки:
Он доказал, что дому нужен необычный торец в виде скошенных на юго-запад окон:
Наконец — я верю в это — архитектор настоял на пристройке секции треугольных лоджий. Или треугольные лоджии, или я — как-то так шел разговор между заказчиком и проектировщиком.
Два корпуса в одном стиле на углу Маяковской и Денисовской. Сдавались мучительно долго секциями с 1996-го по 2002-й, а коммерческая пристройка еще позже (2009-й). Проект выполнен неизвестным мне архитектором Сусловым:
Заказчиком, к слову, наверняка были городские власти, так как заложен первый корпус еще в 1988-м. Кроме того, Суслов создал облик части улицы Маяковского, он же ответственен за четную сторону Денисовской в ее начале.
Дом на углу Логойского тракта и Севастопольской. Строило его научно-производственное объединение «Комкон» (есть городская легенда, что слово на самом деле акроним и расшифровывается как «коммунизму конец»), теперь существующее в форме закрытого акционерного общества. Вероятно, это высочайший бескаркасный дом Минска, в центральной секции 17 (!) этажей:
С балкона дома напротив:
Со двора:
В нем даже есть подземная парковка!
Да, этот дом напротив, он тоже «наш». Один из последних крупных бескаркасников города, сдан в 2000-м году. Не так выражен как другие, но не без вычурности:
На балконе:
Проникал ли капиталистический романтизм на окраины? Да, конечно. Несмотря на то, что частные заказчики старались осваивать участки поближе к центру, у города тоже были свои интересы — скажем, размещать доминанты по индивидуальным проектам в формирующихся спальных районах.
Два корпуса на Горецкого, 25 (первый точно «Минскпроект», второй неизвестен). Без помпы и излишеств, но стиль тот самый:
Группа бескаркасников в дальнем углу улицы Гуляма Якубова (Серебрянка-9). Год сдачи 1992-й, 1994-й, 1995-й, автор неизвестен:
У кого-то наверху терраса:
Плодовитый архитектор Дмитрий Кудрявцев создал кирпичное лицо микрорайону Уручье-6:
Тот же человек, что спроектировал мегадом на Машерова, 54 (Владимир Галковский) застроил бескаркасниками Острошицкую улицу:
И кто-то вот еще поставил нессиметричную краснокирпичную четырнадцатиэтажку на Славинского с забавным коньком на кровле:
Интересно, что стиль к началу XXI века не спешил себя изживать. То есть не было такого, что в какой-то момент исчез запрос на необычные, кричащие, иногда даже аляповатые дома. Нет, они строились и строились — их делали такими, какими позволял единственный доступный материал кирпич.
Уже упоминавшийся «Комкон» возвел на Чкалова, 18 вот эту «ребристую» свечку:
Двор у нее даже интереснее:
В 2000-м город прирос еще одним «замком» на Пулихова, 43 (с подземным паркингом):
Уже потом «капромовские» исполнители переключились на что-то более современное, но 90-е были временем чистого полета фантазии. Трудно представить, что автором вот этого домины с колоннами и полукруглыми эркерами на Розы Люксембург является один и тот же человек, который после построил аквапарк «Лебяжий» и головной офис А1. Я об Александре Тельцове:
Однако до перехода к современной в нашем понимании архитектуре был еще один период неоромантической ретроспективы, еще больше раскрасившей Минск благодаря каркасным монолитным постройкам. Каркас развязал руки застройщикам, и они воспользовались этим в полной мере.
В следующей серии будет.