«Луноход», «Скотовоз», «Сарай», «Сотка», «Стеклотара», «Алкаш» — эпоха минских ЛиАЗ-677 в фотографиях

«Луноход», «Скотовоз», «Сарай», «Сотка», «Стеклотара», «Алкаш» — эпоха минских ЛиАЗ-677 в фотографиях
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Знаменитый «Луноход» не был слишком распространенной моделью в системе городских перевозок Минска. На пике поставок он занимал примерно долю в 6% от общего числа автобусов и обслуживался только четвертым парком, другими словами, был задействован на ограниченном числе марщрутов в центре. «Луноходы» звенели своими «бутылочками» (звенели карданные валы прогрессивной гидромеханической коробки передач, вынесенной далеко позади двигателя) на 19-м, 38-м, 57-м, 69-м и некоторых других маршрутах с 1968-го по 2006-й год, а наибольшие поставки пришлись на конец 70-х/начало 80-х. Мои воспоминания о ЛиАЗе-677 только теплые, это автобус детства с мягкими диванами, королевским приподнятым креслом на колесе и, конечно, эксклюзивным звуком из-под днища :) Посмотрим на фотографии модели в экстерьерах минских улиц!

Первый «Луноход» приехал в столицу в 1968-м году в единственном экземпляре. Именно эта машина была задействована в съемках фильма «Счастливый человек», причем сюжет предполагал родной 38-й машрут, хотя тут он внезапно проезжает по улице Ванеева:

677-е приходили в Минск почти каждый год, но до конца 70-х буквально в единичных эксемплярах. Вот фотография центрального проспекта, сделанная в 1973-м году. В кадре один из четырех автобусов искомой модели, которыми обладал город на тот момент:

Тоже 1973-й, но снимок цветной. Можно рассмотреть удивительную ливрею «Лунохода»:

Понятие дизайн-кода тогда отсутствовало в принципе, поэтому машины красились по-разному. Да, схема общая, а цвета разные… 1979-й:

ЛиАЗ-677 сильно нагревался в жаркие дни, круто кренился на поворотах, имел ломучие двери, но в целом оказался выносливой моделью. Пневмоподвеска, обеспечивающая плавный ход, подарила ему ласковое прозвище «Луноход». «Соткой» его называли за вместимость в 110 человек, «Алкашом», «Стеклотарой» за «бутылочки» из-под днища.

Грелся у него не только салон, но и двигатель, размещенный под полом кабины водителя. Часто для естественного охлаждения слесари автопарков выпускали «Луноход» на линию с открытыми крышками лицевой маски:

677-й получал и обидные прозвища. «Сарай» за простоту и грубость салона, «Скотовоз» за толкотню и давку:

Служили они от 10 до 15 лет, крайне редко больше. И, так как последние машины город получил в 1991-м году, их полное списание закономерно пришлось на середину нулевых годов. В какой-то момент в Минске осталось только два автобуса, в частности вот этот 72-55 МИЛ:

Ну а самым долгоживущим оказался экземпляр с номером 41-70 МИЩ. Он был выпущен с конвейера в 1985-м году и отставлен от работы в 2006-м, завершив эпоху «Луноходов» в белорусской столице.

Сначала его приткнули к забору в парке:

В конце концов именно он занял место в музее общественного транспорта Минска:

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎