Строительство «Северного Берега» набирает обороты, в новом микрорайоне Минска уже даже есть первые жители, появился автобусный маршрут, планируется строительство школы и детсада. Исходя из анализа поискового трафика в моем блоге легко сделать вывод, что «Берег» среди прочих крупных строек столицы вызывает наибольший интерес. Интерес этот закономерный: на текущий момент комплекс выглядит привлекательнее и перспективнее остальных, при этом вписывается в ценовую конъюнктуру. Им я и хочу открыть небольшой цикл постов об отдельных очень крупных ЖК Минска, в рамках которых покажу их достоинства и недостатки так, как видится мне. Мнение субъективное, конечно, вы предупреждены.
Я регулярно бываю в месте, откуда начал расти «Северный Берег», прогресс в деле развития застройки происходит на моих глазах. Строят реально быстро, причем темп очевидно нарастает, что может только радовать. Вот в шаговой доступности уже появился автобусный маршрут №26Д:
Кварталы начали обретать очертания, появилось ощущение какого-то движения, а не просто бетонных коробок в поле:
Сетка улиц уже не просто размечена, а местами представляет собой полноценные действующие магистрали. Вот, например, улица Иосифа Лангбарда — главный транспортный коридор той части «Северного Берега», который сейчас строится. Вдоль нее теоретически проляжет трамвайная линия с перспективой продления аж до Логойска.
Строительство домов с названиями «Спринвуд» и «Грув»:
«Айвилэйн»:
Группа многоэтажек «Парклэнд»:
Последний кварталец уже сдан и начинает заселяться. Не знаю как насчет постоянно живущих в нем людей, но ремонты в некоторых квартирах идут активно. Можно зайти во двор:
Не могу назвать это выдающейся архитектурой, но это точно неплохая архитектура. По нынешним меркам крепкий середнячок: эстетически приятно, без машин во дворах, с хорошим подбором цветов и материалов. Нарисованная по штукатурке кирпичная кладка, конечно, быстро надоест, но это в любом случае лучше, чем навесная металлокерамика цвета топленого молока.
«Северный Берег» возводится одним девелопером в чистом поле, ему не нужно встраиваться в существующую сеть дорог, использовать не рассчитанные на повышенные нагрузки инженерные сети, втискиваться в ограниченные пространства. Это снижает вероятность появления «бомб замедленного действия», когда неожиданные проблемы вскрываются после освоения площадки. Такой подход также позволяет делать застройку гармоничной, однородной, сбалансированной, чего зачастую не хватает при освоении территории несколькими компаниями.
В доме «Парклэнд 1» расположен отдел продаж:
Главное преимущество «Северного Берега» в том, что он не гонится за высотой, как минимум пока. По ПДП жилого комплекса (с учетом всей территории вплоть до Дроздов) он будет в два раза ниже по плотности, чем «Минск-Мир» и лишь немного превышать плотность Новой Боровой в многоэтажной части.
Обеспеченность социальной, торговой, медицинской и прочей инфраструктурой стандартная для Минска, но с этим в Минске полный порядок, поэтому тоже записываем в плюс. Кроме того, я бы отметил экологию района, которую ухудшать попросту нечему: все крупные предприятия на максимальном удалении, а полигон отходов «Северный» давно законсервирован.
В общем, «Берег» реально хороший жилой комплекс и если вы собрались там покупать квартиру, то ваш выбор в любом случае будет верным. Он будет верным даже с учетом прогнозируемых недостатков — идеальных продуктов на рынке недвижимости не бывает.
В отделе продаж центральное место занимает общая карта комплекса, которая демонстрирует масштаб трансформации северной части города. Масштаб реально космический, это гигантская площадка, освоенная пока процента на два… Обвел линией тот сектор, где уже сданы дома и что-то строится.
Собственно, отсюда вытекает первый и главный недостаток «Берега»: он огромен. Разумеется, в двухмиллионном городе невозможно избежать больших жилых массивов и «Северный» не первый — у нас есть циклопических размеров Фрунзенский район почти сплошь из перетекающих один в одного спальников. Однако реальность такова, что всегда лучше жить в небольшом микрорайоне, чем большом, как лучше жить в небольшом многоквартирном доме, нежели в громадине до неба и на десять секций.
Большое число жителей создает нагрузку на все. Это сейчас в «Северном Береге» пустая набережная Цнянки с красивыми деревянными лавочками, а потом там будет не протолкнуться. Никогда, ни при каких обстоятельствах не хватит одной благоустроенной набережной и на десятую часть этого комплекса.
Людей будет много в магазинах, поликлиниках, общественном транспорте, детских площадках, парковках. В «Северном Береге» будет восемьдесят девять тысяч квартир (с учетом уже построенных домов на Выготского, Меделки, Будславской, но все это мелочи). Это более чем в два раза больше, чем в «Мире» и в пять раз больше, чем во всем Копище с Новой Боровой и прочими домами населенного пункта.
Единственное, что играет на руку, это сдержанная (по проекту) плотность населения. «Северный Берег» вынужденно разбавлен существующим частным сектором, комплексом психиатрической клиники, а, кроме того, запроектированы большие зеленые зоны.
Второе — транспорт. На данный момент в район не планируется проводить метро (обоснование этому я публиковал в своем телеграм-канале). Предполагается, что обеспечивать его должны наиболее близкие ему станции четвертой кольцевой линии, которую вроде как собрались начинать строить после открытия участка третьей до Бангалор. Да, планы еще могут переиграть и завернуть третью линию с Бангалор как раз в «Берег» или сделать там развилку (вот это разумно, если что), однако она в любом случае удобна лишь некоторой части массива — напоминаю, он нереально огромен.
С самого начала говорилось о прокладке трамвайной линии в формате light rail, то бишь облегченного метро без пересечения в одном уровне с другими видами транспорта, но будет ли так, еще вопрос. Минск старательно избегает строительства аналогичной линии в Сухарево, под которую выделена земля еще в советское время. Не потому, что дорого проложить рельсы — дорого строить развязки, закупать подвижной состав и развивать дополнительное депо для трамваев. Тут будет та же история: физически уложить рельсы легче всего — где взять деньги на остальное?
Конечно, крупные жилые массивы могут обслуживаться и наземным транспортом, тем более если будет метро на Бангалор или даже реально появится первый участок кольцевой четвертой линии. Однако удобно ли пользоваться наземным транспортом в Сухарево, Горке, Домбровке, Малиновке, добираясь до подземки? Ну, такое себе.
Третье. «Северный Берег» чересчур монотонен. Вглядитесь в схему из отдела продаж еще раз: это сплошные поля-квадратики замкнутых дворов:
По уже построенному «Парклэнду» и сравнению его с тем, как он изображен на схеме, понятно, что 95% «Берега» это такие вот «Парклэнды». Меня сложно заподозрить в большой любви к домам до неба, но где высотные акценты? А где какой-нибудь торговый центр с кинотеатром?
Единственный ответ, который мне приходит на ум — эта схема ненастоящая, а некое видение будущего. По ней понятно, какие территории будет осваивать застройщик, но как именно он их освоит мы будем узнавать поэтапно. Не то чтобы в этом есть что-то плохое, однако узнавать основные характеристики района из сухих документов «Минскградо» потенциальному покупателю нет так удобно и наглядно, как если бы торговый центр нарисовали сразу. И трамвай, раз трамвай обещан — сразу станет привлекательнее.
Ну, в общем, это и все пока видимые недостатки. Повторюсь, «Северный Берег» на текущий момент вызывает симпатию. Буду наблюдать.