На мой взгляд именно «Ворота города» являются наиболее узнаваемым символом Минска, его главным открыточным видом, если можно так сказать, столичным брендом. Башни на Привокзальной площади используются и в логотипах, и в рекламе, печатаются в газетах и даже учебниках. Из послевоенной неоклассической застройки и мне они больше всех по душе, нравится эта бескомпромиссная монументальность, безупречные пропорции и размах в целом. К большому сожалению, о проекте известно не очень много, а фотографий периода строительства исчезающе мало. Я собрал в один текст все известные мне снимки, добавил своих внутри подъездов и приправил пост кое-какой незабояненной фактурой, чтобы уж точно было интересно жителям лучшего города на земле.
Известно, что Привокзальную площадь Минска планировали перестраивать еще до войны — уж слишком она была непрезентабельная и низкорослая для быстрорастущей белорусской столицы. О том, какой она планировалась, мне ничего не известно, но точно известно, что бои за город и оккупация нанесли тяжелый урон местности. Этот снимок, вероятно, сделан летом 1941-го года, когда Минск был занят нацистами. Фотообъектив смотрит на створ будущей улицы Кирова и будущих же «ворот», ориентиром здесь выступает здание Алексеевской гимназии, ныне суда ЕврАзЭС:
Восстановление города началось буквально сразу после освобождения Минска в июле 44-го. Проект Привокзальной площади был готов к 1947-му: его создал коллектив ленинградских авторов под руководством патриарха советской архитектуры Бориса Рубаненко. Тогда же, в 47-м, «ворота» начали строить силами железной дороги — собственно, весь комплекс являлся и является до сих пор «железнодорожным». Здесь расселялись работники магистрали, работала ведомственная поликлиника, располагались кассы и до сих пор квартирует редакция отраслевой газеты.
Наиболее ранняя из найденных фотографий относится к первой половине 1950-го года. Известно, что «ворота» получали стройматериалы по железке, затем они перетаскивались на подводах и грузовиках к стройплощадке. На стройке был смонтирован первый в истории Беларуси самонаращивающийся кран:
Башни строились очередями: сначала по нечетной стороне вместе с крылом, затем по четной. На предыдущей фотографии хорошо видно, корпус опирается на металлический каркас, а стены выложены красным кирпичом, что не слишком типично для Минска, традиционно использующего силикатный.
Вид на Кирова, где еще строительный хаос на месте будущих жилых «сталинок» (снимок сделан летом 1950-го). В процессе строительства «подкова», а по нечетной стороне остатки частного сектора:
А это фотка с обратной стороны, но сделана она год спустя. Четная башня в конструкциях готова, домов по Кирова кроме «подковы» по-прежнему нет:
Самый известный снимок со стройки «ворот» сделан летом 1952-го. На удивление, особых сдвигов на площадке нет, четная башня по-прежнему не оштукатурена, в то время как нечетная уже заселена. Правда, на ней пока нет трофейных часов и бетонных фигур, под которые лишь готовы временные леса.
Весна 53-го, малоинформативный снимок, дающий только представление о явно затормозившейся стройке четной башни (кусочек строительных лесов в кадре) и сроках установки памятников. Не позже весны 53-го они все-таки были смонтированы:
К лету 54-го четная башня все еще не заселена, вокруг нее строительный забор. Зато наконец ошуткатурена и даже лишилась строительных лесов в верхней части:
Но именно в 54-м все-таки основные работы были завершены. Этот снимок также из того лета: леса исчезли, не смонтирован только герб БССР на крыше:
Собственно, снимок окончания монтажа фигур. В данном случае это «Военный», и он, как и «Рабочий», «Крестьянка» и «Инженер» были отлиты из бетона и к началу 70-х пришли в негодность. Фигуры были демонтированы, а восстановлены только с капитальным ремонтом башен в начале нулевых.
В 1955-м герба по-прежнему нет, но еще есть старая типовая водонапорка и общественный туалет в роскошном отдельно стоящем здании:
Герб, к слову, поначалу был ярко раскрашен и резко констрастировал с фасадом здания:
Это финальный вид комплекса: закончены дома по Кирова вдоль улицы, демонтированы неудачные фигуры на высоте 8-го этажа, герб сделан монотонным. Такими эти башни и вплелись в образ города:
В них 11 обитаемых уровня и 12-й технический. Первый и частично второй этаж отданы под торговлю, дальше располагаются квартиры — всего чуть более 40 штук в каждом из домов.
Та, которая на нечетной стороне, изнутри демонстрирует оригинальную незакрытую кирпичную кладку: качество ее равно как и качество кирпича не самое высокое…
Кроме того, в нечетной башне, несмотря на отдельный адрес ее от крыла, нумерация квартир и подъездов общая. Башня — это 8-й подъезд и жилища от 65-го по 106-е:
Подъезд в плачевном состоянии, на потолке остатки лепнины:
Самый кайф тут — расположение лифтовых шахт. Одна встроена ровно между лестницами, опоясывающими атриум дома, отчего лифтовая кабина плоская и вмещает только два человека. Клаустрофобия обеспечена:
В четной башне подъезд чуть более досмотренный и немного иначе скомпилирован внутри. Через атриум проложена гигантская вентиляционная труба, а оба лифта утоплено в дальнюю стену — оба же нормального размера.
Начиная с 9-го жилого уровня, то есть там, где башня сужается, на лестницы выходят окна, есть естественное освещение. Местные жители богато озеленили подъезд:
Здесь хорошо видно, как лестница лепится к внутренним стенам, открывая доступ в квартиры:
Бомбически!
Из окон же открывается вид на крышу крыла дома, Привокзальную площадь и ТРЦ «Галилео»: