Всякий приезд в Могилев открываю для себя город с новой стороны. На рождественские праздники сделал короткий вояж, а ехал поездом через Осиповичи. Уже на подъезде к центральной станции взгляд зацепился за прекрасные деревянные дома по левую сторону от вагона, внешний вид которых безошибочно выдал очень солидный возраст. Некоторые даже с мезонинами! Быстренько глянул карту и нашел, что находятся они на 1-й и 2-й Железнодорожных улицах, что позволило сделать предположение о появлении их вместе с прокладкой железной дороги Витебск — Жлобин (1902-й год). Уже потом стало понятно: видимо, часть их, а то и все ожидает снос для строительства внутригородской кольцевой, поэтому прогулка вышла абсолютно неизбежной. Красивое фактурное место.
Насчет сноса я не уверен до конца, так как существующий публичный проект прокладки внутрикольцевой не настолько детализирован. Тем более невозможно делать выводы, когда и какие именно дома будут расселять — в общем, мой пост не об этом, а о красоте. Давайте смотреть на красивое!
Итак, на следующий день утром я выдвинулся на место. Пока это был единственный по-настоящему зимний день в холодный сезон 2024/25 годов — смартфон показывал девять градусов мороза, на небе выдали низкое солнце. Главный вокзал города и станция Могилев I:
Я поднялся на пешеходный мост, чтобы перейти на залинейную сторону и сделал эти два кадра, в полной мере дающих представление об устройстве массива. Часть его относится к исторической местности Карабановка, сохранившей топоним от включенной в межвоенное время деревни, часть же бывший поселок имени Лазаря Кагановича, чисто спутник станций Могилев I и Могилев II, паровозного депо и мастерских. В любом случае весь залинейный частный сектор в основном развивался за счет железной дороги, а уж как называть его отдельные сектора дело десятое.
Скажем, вот этот деревянный многоквартирник очень похож на тот, в котором жила моя бабушка в Жлобине — тот тоже был продуктом железки:
Входы в квартиры с торца:
Улицы массива:
На улице Орловского, бывшей Февральской, нашлось две межвоенки в двух- и трехэтажном исполнении. Могилев не перестает удивлять:
Смотрите, какой крепыш:
В поселке железнодорожников местами открываются крайне небанальные по белорусским меркам виды на краснокирпичные высотки кооператива «Молодость», выставленные на противоположном берегу Дубровенки. Там, глубоко в овраге, она и протекает:
А мой путь лежит в овраг ее безымянного притока к упоминавшимся 1-й и 2-й Железнодорожным улицам:
Бесконечная красота:
Предполагаемые дома работников стальной магистрали несколько отличаются по типам конструкции, но в основном все многоквартирные и одноэтажные:
Крыльцо одного типа:
Выделяется вот этот красавец с мезонином и нежилой половиной:
Пикет 156-го километра:
Маршрутный указатель на фасаде одного из домов уже исчезнувшего пригородного «подкидыша» Могилев — Друть. Сейчас на участке Могилев — Осиповичи все дизель-поезда идут из конца в конец:
Чудесный райончик.