Создание выставочного комплекса Фира Гран Виа

Создание выставочного комплекса Фира Гран Виа
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В те годы, что я работал журналистом, Барселона была для меня очень важной локацией, так как в каталонской столице проводилась (и проводится ныне) главная мировая выставка мобильных технологий Mobile World Congress. Я ездил в Барселону почти каждый год, и на моих глазах город достроил новый деловой центр Gran Via с известным небоскребом-лотосом по проекту легендарного японского архитектора Тойо Ито. Ежегодно Барселона принимает до 30 тысяч экспонентов и несколько миллионов посетителей из 200 стран мира, генерируя почти 5 миллиардов евро в экономике областного центра. Больше в Европе делает только Messe Berlin, хотя Messe по-немецки скучен и строг. Я прыгнул в метро до Ль’Оспиталет-де-Льобрегат перед самым отлетом и сделал пару кадров Лотоса, подсобрал фактуры и соорудил этот пост только для вас.

Барселонская агломерация значительно урбанизирована и представляет собой сеть крупных и мелких городов, объединенных инфраструктурой каталонской столицы. Эти города не утратили самостоятельных администраций, хотя по сути представляют собой единое целое — нет никаких визуальных границ или указателей, выделяющих, например, Ль’Оспиталет-де-Льобрегат, крупнейшую составляющую приморского мегаполиса за исключением самой Барселоны. Сотню лет назад это была рыбацкая деревня, а теперь населенный пункт на 260 тысяч человек.

Теперь в город можно приехать на метро из Барселоны, причем ветка идет дальше аж до Эль-Прата, где находится крупнейший аэропорт области:

Основным интересантом в деле развития нового делового района выступила организация Fira, компания со столетней историей, специализирующаяся на выставках. Исторически ее площадка была у площади Испании недалеко от центра Барселоны, но город давно перерос ее 100 тысяч квадратных метров площадей, поэтому понадобилась новая, сразу на 240 тысяч.

Циклопических размеров комплекс в одноэтажном исполнении занимает целый квартал Ль’Оспиталет-де-Льобрегат. Под крышей там 75 футбольных полей в пересчете на футбольные поля:

Fira Gran Via была задумана в первой половине 90-х сразу после Олимпиады-92 в Барселоне. Под ее строительство создавалось отдельное юрлицо, но дела сразу пошли не очень. Компания смогла возвести один павильон, затем в выставочной отрасли случился «кризис перепроизводства» — площадок стало много, а число ивентов не росло.

В 2000-м году компанию перезапустили, включив в состав учредителей также и муниципальные власти, кровно заинтересованные в том, чтобы Барселона оставалась важнейшим мировым выставочным центром. В 2003-м был завершен конкурс проектов застройки комплекса, в котором убедительную победу одержал немолодой уже даже тогда Тойо Ито.

Тойо придумал центральный фасад выставки, а также создал концепцию высотной застройки, примыкающей к Гран Виа. Архитектор закреативил наиболее яркий элемент Ль’Оспиталет-де-Льобрегата — Лотос. Здание, которое лично мне не нравится, но которое точно не оставляет равнодушным. Главное: успешно проникшее в «открыточные» подборки каталонской столицы, ставшее таким же ее символом, как Саграда или Монжуик.

Тойо Ито на протяжении десятков лет продвигал идею «органической архитектуры», вдохновляясь нестабильными, хаотичными природными формами, сбалансированными в другой системе измерений, нежели это принято в искусственном мире человека. Лотос «колышется» на ветру, у него нет привычного нам лицевого-фасада, он раскрывается как есть с любой стороны. Облицовка вертикальными тонкими трубками придает высотке эффект бархата:

В Лотосе, к слову, гостиница, зарабатывающая на посетителях выставок. Хотя гостиниц в Барселоне все равно не хватает ни зимой в период деловой активности, ни летом во время пляжного сезона. Увы.

Помимо Лотоса Тойо Ито продумал расстановку группы деловых высоток в уже более традиционном стеклянно-металлическом исполнении. Они дополняют пространство вокруг станции метро и проспекта Ль’Оспиталет-де-Льобрегата:

Деловой центр Фира Гран Виа не ставил перед собой задачу перетянуть одеяло с барселонского Сити в районе улицы Парал-лель, наоборот, городские власти хотели раздробить людские потоки, сняв нагрузку с чрезмерно напряженного первоначального ядра. Никакой конкуренции — это два разных проекта.

Вместе с тем, Барселона подтвердила свое реноме города прогрессивной экспериментальной архитектуры. Наряду с норвежским Осло это пример крайне смелых решений.

Но и продуманных: огромный выставочный центр неизбежно ставил бы в зависимость целый город от неравномерной маятниковой миграции, связанной с проведением многотысячных мероприятий. Гран Виа дополнен еще торговым центром (по плошади самым большим в агломерации), гипермаркетом Ikea, многочисленными офисами. Фира примыкает к развитой промзоне, раскинувшейся между городской жилой застройкой и аэропортом — еще одним генератором устойчивого людского трафика в ежедневном режиме.

Мощь!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎