В середине прошлого столетия на железных дорогах СССР началось массовое внедрение тепловозной тяги вместо паровой. Хотя паровозы еще долго пыхтели на малодеятельных линиях, в пригородном и местном пассажирском движении, на магистралях их быстро сменили локомотивы следующего поколения: более мощные, более эффективные. В 1960-м был собран пассажирский советский тепловоз ТЭП60, призванный значительно ускорить поезда дальнего следования — легкий, простой в эксплуатации, экономный, первый по-настоящему быстрый. Его назвали ТЭП в смысле «тепловоз с электропередачей», в народе поласковее — «Тапок». «Тапок» получился очень удачным: он отслужил 60 лет, закончив свой жизненный путь именно в Беларуси. Бесконечно красивая машина, продукт моды на скругленные углы и некую общую камерность дизайна. О нем и поговорим в разрезе работы в нашей стране.
Несмотря на то, что БССР была «витриной» Союза, современный быстрый пассажирский тепловоз начал поступать в депо далеко не с первых лет производства. Дебютные экземпляры машины сошли с конвейера в 60-м, а к нам такая приехала лишь в 1963-м и то в единственном экземпляре, «на пробу». По-настоящему массово ТЭП60 стали пополнять локомотивный парк республики с 1969-го.
Вот, например, тепловоз с бортовым номером 385: поступил в Минск-Сортировочный в 1970-м и отпахал 39 лет до 2009-го.
Из той же поставки 388-й — он прожил на три года больше:
Вообще за один 1970-й год локомотивные хозяйства страны пополнились тремя десятками ТЭП60, включая особенный №394 — у него на лицевой маске красовалось число 100 и портрет вождя мирового пролетариата (Ленин родился в 1870-м, в этом прикол). Портрет после распада СССР убрали, а вот цифры нет. Этот тепловоз трудился на протяжении 46 лет.
С пассажирским поездом в окраске Литовских железных дорог:
Где-то в осеннем лесу:
Зимой:
Ночью:
И просто красиво:
В детстве я довольно часто ездил по маршруту Минск — Жлобин, и поезда по нему тогда водили исключительно ТЭП60. С высоты роста ребенка локомотив казался настоящей махиной, хотя в реальности это один из самых компактных и легких локомотивов мира в своей категории (всего 126 тонн):
Со временем эксплуатанты ТЭП60 пришли к запросу на более мощную машину, способную водить более длинные составы и работать с тяжелыми профилями местности. Так появился 2ТЭП60, двухсекционный зверь суммарной мощностью 6000 «лошадей». Каталожное изображение сплотки №0014, в итоге поставиленной в Беларусь:
Однако БССР практически не нуждалась в сдвоенных машинах, в итоге их расцепили и переоборудовали в самостоятельные единицы. Это все бывшие двойные:
Еще до распада СССР Беларусь стала переходить на тепловозы следующего поколения ТЭП70, а после распада принялась закупать их модификацию ТЭП70БС, постепенно отставляя «шестидесятки» от работы. Какие-то сразу уехали на базы запаса в Негорелое и Янов-Полесский, где тихо доживали свой век под забором…
Другие отправляли на разукомплектование и порезку в лом:
Некоторым повезло чуть больше. Они оказались заняты на работе в пригородном движении, в маневрах, с поездами-лабораториями и ремонтными. Иногда даже возили легкие грузы:
Но и без того очень длинная эпоха этой прекрасной машины в конце концов завершилась. Дольше всех держался экземпляр №0429 из Витебска, списанный только в январе 2020-го года. Он завершил эпоху этой модели не только в Беларуси, но и вообще — это была последняя живая машина в принципе, после остались лишь музейные (есть и в Бресте, и в Барановичах, и в других городах бывшего СССР).
Последняя известная фотография сделана в сентябре 2019-го:
Увы, неповторимое урчание «Тапка» уже нигде не услышать. Но мы будем помнить о нем. Икона.