Эпоха сталинской неоклассики в архитектуре завершилась примерно в 1956-м году, то есть после войны у Беларуси было всего около десяти лет на ее появление. Ну, с Минском и областными центрами понятно: крупные города получили свои нарядные проспекты или хотя бы отдельные здания. Элементы советского ар-деко объяснимы в отношении и Молодечно, и Барановичей, и Полоцка, и Мозыря — они тоже какое-то время являлись центрами областей. Особняком здесь стоит Борисов, пожалуй, единственный, пусть и очень крупный, райцентр страны, получивший в некоторой степени пышную послевоенную застройку в узнаваемом стиле сталианса. Надо осмотреть — я ни разу толком не смотрел!
Вообще, если ориентироваться не только на статус города, но и его промышленный потенциал, а также число населения, то Борисов, конечно, заслуживал красоты. Уже вскоре после войны он вернулся к 50 тысячам постоянно проживающих и рос дальше очень и очень быстро. Плюс в Борисове была дислоцирована танковая армия (ныне Северо-западное оперативное командование), чей штаб разместился на главной площади города.
Приехал в город обычной электричкой. Вокзал-старичок теперь пребывает в стадии светло-салатового окраса, хотя только на моей памяти он был и бирюзовым (к слову, в одинаковом тоне с Белорусским вокзалом в Москве), и серым:
Привокзальная площадь, имеющая даже свои ворота, окрасилась так же. Не буду ничего говорить про выбор цвета, мне он кажется странным:
Башни ворот достигают пятого этажа, что окей даже для областного центра:
Украшений, впрочем, минимум. Скромные пилястры, только обозначающие свое присутствие, столь любимые советскими архитекторами коринфские капители, псевдофронтоны, лепнина:
Встроенные помещения для торговли и услуг на месте:
Застройка продолжается в обе стороны по улице Труда от Привокзальной. Ее мощность, конечно, быстро снижается, но стилистически это все та же неоклассика, пусть и в типовом исполнении:
Во дворе:
Площадь у вокзала является началом проспекта Революции, главной улицы Борисова. Ее нельзя назвать торжественной, но архитекторы как могли вытягивали бюджет и в целом добились результата.
Удивительно, но на проспекте есть ненулевое число конструктивистских межвоенок, отличающихся характерными для своей эпохи оконными проемами и пропорциями. Вот это административное здание с множеством мелких арендаторов внутри:
Жилой дом:
Его детали:
Крупный жилой дом:
Еще одна классика тут же — «Мерс» в 123-м кузове, который заставляет биться сердце быстрее:
Вообще улица пусть и не выделяется чем-то особенным, но весьма неплохая, особенно, напомню еще раз, для районного центра. Борисов явно имел больший вес, чем многие другие города страны в годы постройки его основных кварталов.
Вкрапления «осмоловок»:
И дореволюционок:
Проспект приводит на Центральную площадь, оформленную по периметру ансамблями двух разных эпох. Главное место занимает тот самый штаб оперативного командования, роскошное и по столичным меркам здание с могучим Лениными на постаменте перед колоннадой:
Два соседних жилых дома по проекту творческого тандема архитекторов Лившица и Гольштейна являются точными копиями многоквартирников бывшего военного городка Восточный, ныне микрорайона Великий Лес-1 (улица Героев 120-й Дивизии, 14 и 16). Кроме того, такой же дом расположен напротив командования войсками ПВО на Якуба Коласа в Минске.
Створ проспекта Революции:
Детали:
Элконо Гольдштейн, к слову, является и автором знаменитого «Дома со шпилем» в столице, и штаба Белорусского военного округа — работал он в институте «Военпроект».
Елочка вам нравится?