Я сделал немало постов о фотографиях советского Минска, объединяя их по разным категориям, но ни разу не делал ничего подобного про областные центры. Так не пойдет! Хотя архив снимков из прошлого по ним не такой большой, подобрать интересные, небанальные снимки можно, поэтому я взял и подобрал. И всю эту неделю в блоге им и посвящу — советскому прошлому Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно и Могилева, запечатленному на пленке. Открывает серию пограничный Брест, западные ворота СССР.
Простые советские трудящиеся заграницу посещали редко, а чаще и никогда, но непростые — посещали, особенно страны соцблока. У меня когда-то был недурной пост о том, куда (формально) можно было добраться поездом из Беларуси: добраться можно было не только в дружественные Дрезден или Будапешт, но даже Стокгольм, Осло и Лондон. Разумеется, все эти поезда делали длительную остановку в Бресте на смену колесных пар, проверку багажа и документов.
В месте пересечение границы на берегу Западного Буга пассажиры видели инсталляцию с гербом СССР и соответствующей надписью. Этот снимок сделан одним из таких путешественников на свой личный фотоаппарат в 1978-м году:
По снимку из января 1990-го становится понятны цвета инсталляции и место ее расположения: ровно на берегу реки у охранного поста. И да, обратите внимание на отсутствие снега зимой 90-го, что развенчивает миф об «ого-го» каких зимах нашего детства.
Машинисты же еще видели въездную арку — в то время популярное решение на границах. Это фото сделано в 1961-м, на нем запечатлен роскошный немецкий дизель-поезд Berolina, который, как утверждает источник, был в ходу по маршруту Берлин — Брест — Берлин за номером 125/126. Такой факт мне был ранее не известен.
Ну а это уже на станции Брест-Центральный. Под отправление подан состав, ведомый тепловозом ТЭ2 производства Ворошиловградского тепловозостроительного завода. Ворошиловград после распада вернул себе историческое имя Луганск, но завод сгинул в XXI веке. Конкретно эта машина ТЭ2-247 доработала до 1977-го года и была списана в Новосибирске.
Особо пышный вокзал, очевидная реплика «сталинских высоток», должен был производить впечатление на интуристов:
Автомобили производства Волжского автомобильного завода идут на экспорт. На фото 1974-й год:
Снимок 1990-го года, очередь в кассу за билетами на Польшу. Примерно в 90-м границы в страны Варшавского блока открылись для всех желающих, а попадание к соседям требовало лишь формального приобретения «туристического ваучера». Маршруты забили челноки, торговавшие у соседей всем, чем можно было торговать — Польша вошла в тяжелейший экономический кризис раньше, чем осколки СССР.
Для грузоперевозок наземная граница была открыта всегда. Вот рефрижератор с тягачом Volvo на польских номерах въезжает в Советский Союз. Лето 1984-го:
Прошло немного лет, в обратную сторону уже поехали наши люди. Тут прицеп «Зубренок» наверняка набит скарбом на распродажу:
Автовокзал Бреста в 1970-м году. Кто с него уезжал, тот в цирке не смеется! Он был тесным, неудобным, а для водителей еще и сложным в плане парковки, заезда и выезда. Второй автобус снизу — легендарный ЗИЛ-127, в целом уже редкость для 1970-го года:
«Граждане, будьте осторожны с огнем. Соблюдайте правила пожарной безопасности» — эта вывеска висела на здании по Советской, 49 в 1956-м и дальше. Над входом аншлаг «Ателье мод», сейчас тут магазин Colin’s… Советская пешеходной стала лишь после распада СССР, до того по ней ездили машины и даже общественный транспорт.
Свежепостроенный кинотеатр «Беларусь» на фундаменте синагоги:
И еще хрустящая от новизны гостиница «Интурист» в 1976-м. Люблю здесь останавливаться, когда приезжаю в город — отель дает лучшие виды на вечерний проспект Машерова:
Очень снежная зима 1979-го на главной улице города:
И на Советской:
Залитая солнцем Набережная со стороны линии застройки и с противоположной с видом на купающихся тружеников:
Областной исполнительный комитет:
Идет строительство выхлопной трубы Брестской ТЭЦ, 1971-й год (UPD: фото из 90-х годов):
Летний ливень у торгового центра «Юбилейный» в микрорайоне Восток-1. Это 1981-й:
Разумеется, больше всего исторического фотоматериала о Бресте из крепости, но это все легко гуглится самостоятельно и не требует отдельного поста в блог. Я подобрал для него два любопытный снимка. Во-первых, визит Вечного Президента КНДР товарища Ким Ир Сена в 1984-м:
Во-вторых, кемпинговый городок для автопутешественников, расположившийся на территории крепости. Он просуществовал как минимум до 90-х годов и был важной точкой для туристов из СССР и других стран.
Нечетная сторона Московской улицы в 1975-м:
Издание BrestCity публиковало интересную подборку снимков с первомайской демонстрации в Бресте, прошедшей в 1985-м году. Фоток много, я же отобрал те, что показались мне наиболее интересными, но отдельно хочу отметить погодные условия 1 мая: люди считай в зимней одежде! Я даже специально полез в архив и посмотрел данные метеостанции. И действительно, день выдался суперхолодным — всего +4 градуса на максимуме и мелкий дождь. Через четыре дня город уже купался в двадцатиградусном тепле.
Ну а закончу я снимком также 1985-го кафе «Бульбяная», ушедшего в историю сильно позже распада СССР. Теперь на его месте кафе «Куриное», в смысле KFC.