ТОП-5 самых длинных железнодорожных маршрутов в пределах Беларуси

ТОП-5 самых длинных железнодорожных маршрутов в пределах Беларуси
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

И по мировым, и по европейским меркам Беларусь не такая уж и маленькая страна — точнее, она среднестатистическая, а именно 13-я в нашей части света и 84-я на планете. По Беларуси в принципе можно ехать целый день даже на машине, например, из Малориты в Хотимск — 710 километров, а из Высокого 730! Еще интереснее с поездами, которые в силу особенностей сети железных дорог и необходимости обслуживать определенные связи в стране «умеют» ездить довольно заковыристыми маршрутами. Да, в Беларуси можно сесть на первой станции и сойти на конечной спустя 16,5 часов не меняя поезда. Я подобрал для вас пять «кругосветок» внутри страны, так что разогревайте чай и доставайте пачку «Черноморских» — едем!

На руку сама география нашей страны: крупные города, конкретно областные центры за исключением Минска и Могилева, расположены «по углам» почти на максимально возможно удалении друг от друга. И все они связаны железными дорогами, причем не только очевидными большими магистралями, а и второстепенными, где тоже пробегают составы с пассажирскими вагонами.

Место №5. Поезд №609/610 Гомель — Гродно. Расстояние 655 километров

Между Гомелем и Гродно в сутки курсирует два поезда, но идут они разными маршрутами. И оба попали в мой рейтинг!

На пятом месте 609-й, добирающийся до конечного пункта за 12 часов 53 минуты (в обратном направлении 12 часов 8 минут). Из Гомеля он отправляется по Полесской дороге до узловой станции Лунинец через Речицу, Калинковичи, Житковичи, Микашевичи, затем поворачивает на Барановичи, после едет в Лиду, а оттуда на Мосты и Гродно. Из Гомеля выезд около 17 вечера, а прибытие в Гродно в 6 утра. Обратно в 20 прощальный гудок и в 8 утра первый кофе на привокзальной площади Гомеля.

Место №4. Поезд №657/658 Полоцк — Брест. Расстояние 761 километр

Тут та же ситуация: Брест и Полоцк ежедневно связывает два поезда, но они идут разными маршрутами.

657-й выезжает в 18:16 из Полоцка, берет курс на Молодечно по Бологое-Седлецкой дороге, потом на Минск, Барановичи, Лунинец, Пинск и Кобрин. Прибывает в Брест через 13 часов 25 минут в 7:41 утра. В обратном направлении дорога занимает аж 13 часов 56 минут: отправление в полдевятого вечера, прибытие в полодиннадцатого утра.

Место №3. Поезд №634/635 Гродно — Коммунары. Расстояние 773 километра

Коммунары — это станция в райцентре Костюковичи почти у границы с Брянской областью России. Четко из края в край в самой широкой части Беларуси! Поезд отправляется в 17:28 на Мосты, Лиду, Молодечно, Минск, потом мчит в Оршу, оттуда в Могилев, где ждет более часа группу вагонов для переформирования состава и едет дальше на Кричев и Костюковичи, куда прибывает в 9:37. Итого 16 часов 9 минут.

Обратно немного быстрее за счет более компактной разборки состава в Могилеве — из конца в конец понадобится 15 часов 21 минута.

Поезд в ходу ежедневно.

Место №2. Поезд №631/632 Гомель — Гродно. Расстояние 801 километр

Несмотря на то, что у этого маршрута расстояние пробивает потолок в 800 километров, управляется он с ним быстрее «коммунаровского» — всего за 15 часов 11 минут в прямом и 14 часов 30 минут обратном направлениях.

Отличие от поезда №609/610 в том, что этот после Калинковичей делает поворот на Жлобин, а оттуда едет в Минск. Из Минска в Барановичи, Слоним, Волковыск, потом на Мосты и в Гродно.

Место №1. Поезд №605/606 Полоцк — Брест. Расстояние 893 километра

А вот и лидер! Причем, что интересно, этот поезд был назначен всего несколько лет назад — такого долгого маршрута в Беларуси просто не существовало. Он рекордсмен и по времени в пути: из Полоцка в Брест идет 16 часов 33 минуты, а обратно 16 часов 10 минут.

Из древнейшего белорусского города состав отправляется на Витебск, затем на Могилев, Жлобин и Калинковичи, а после уже по Полесской дороге через Житковичи, Лунинец и Кобрин прибывает в Брест. Отправление из Полоцка без пяти минут 17, прибытие в 9:28.

Бонус-трек I. Тысячекилометровый маршрут внутри Беларуси

Может ли существовать осмысленный железнодорожный маршрут внутри Беларуси длиной в тысячу километров? В принципе да: поезд №605/606, занимающий первое место из существующих, в случае следования после Калинковичей в Гомель, а уже оттуда в Жлобин и далее по проложенной трассе, как раз дотягивает до 1000:

Бонус-трек II. Самый длинный автобусный маршрут внутри Беларуси

Интересно, что с автобусами в Беларуси все совсем иначе: у нас нет реально длинных маршрутов. Как только расстояние выпрыгивает за 300 километров, их количество резко снижается. Нельзя без пересадки приехать из Витебска в Гродно — будьте добры менять транспортное средство в Минске!

Самый длинный известный мне маршрут Гомель — Новополоцк, в пути более 9 часов, но только 430 километров (через Могилев, Оршу, Витебск). Существует также маршрутка Минск — Хотимск (через Могилев, Чериков, Кричев, Костюковичи) с длиной маршрута около 400 километров. Существовала еще маршрутка Минск — Комарин (и я даже ездил ей) с маршрутом примерно такой же протяженности (через Бобруйск, Речицу, Хойники, Брагин).

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎