У меня в блоге есть пост о польских панельных домах в Бресте, в котором я упоминаю о наличии еще одного в Кобрине. История их появления была не совсем ясна, а после и вовсе оказалось, что появились они разными путями. В Бресте многоэтажки возвели из деталей польского производства по заказу «Брестгазоаппарата», в Кобрине же жилье строилось в рамках создания газопровода Кобрин — Варшава. Панелька на Дзержинского, 45 была не единственным гражданским объектом по контракту с Energopol, и она в принципе не единственное, о чем хотелось бы написать в этом тексте по следам прогулки по Кобрину-спальному.
Автовокзал города расположен в 5-м микрорайоне на самой окраине поближе к перекрестку трасс М1 и М12. Это разумно, потому что основной пассажиропоток, порождаемый райцентром, он на Брест и Малориту, а большинство людей проживает в высокоплотных кварталах. Увы, пострадала пересадка с железной дорогой, чей вокзал отсюда очень далеко.
Между автобусным терминалом и основной частью жилых массивов проложен мелиоративный канал Бона, старейшее действующее гидротехническое сооружение подобного рода в стране — ему полтысячи лет.
Дальше же крупная улица Дружбы, разделяющая кварталы в широтном направлении. Названа она в честь советско-польских отношений и напрямую связана с упомянутым газопроводом, так как строилась в те же сроки и не без участия строителей из соседней страны. В частности, они возвели три кирпичные высотки с пристроенными объектами соцкультбыта с, подозреваю, использованием некоторых привозных стройматериалов.
Каталог photobuildings.com классифицирует их как 89-ю серию кирпичных многоквартирников, с чем можно согласиться за неимением других сведений.
Массив наполнен разнообразно. Есть панельные и кирпичные дома, индивидуальных и серийных проектов, есть здания одинаковой и переменной этажности — на любой вкус:
Яркие контрастные ребра панелей:
Кирпичные дела:
Модная новостройка:
Общаги:
Улица Дружбы еще раз:
С нее просматривается 4-й микрорайон, развивавшийся в Кобрине позже остальных:
Я же двигаюсь по направлению к центру. Школа №8 того же проекта, как моя 173-я в Минске:
Причудливо изогнутые пятиэтажки со сплошным остеклением лестничных маршей стеклоблоками. Кажется, подобного сочетания нигде в Беларуси больше не встречал, можно считать чисто кобринской фишкой:
Душевно!
Смутил детсад №16 с мозаиками на торцах. Железобетонные детали, из которого он собран, мне незнакомы:
И еще дом по Дзержинского, 61. Пропорции не советские, рисунок окон нетипичный, рамы и лестниц, и квартир тоже. Возможно, еще одна «неучтенная» польская постройка или импортные стройматериалы.
Ну а Дзержинского, 45 это та самая панель, что и в Бресте. Здесь почти нет декора кирпичными вставками, а также нет десятого технического этажа с сушилками для жителей.
Мемориальная табличка, напоминающая, за чей счет банкет:
Во дворе ее детсад, до сих пор содержащийся на балансе оператора газопровода. Также строился за счет польской помощи, но проект и стройматериалы белорусские.
Здесь высокоплотный Кобрин закончился и начался частный сектор, но я еще дошел до улицы Пушкина почти в самом центре, где в раннехрущевское время сформировался еще один небольшой массив. Ничего особенного, так, чисто зафиксировать:
Так-то и все.