В Москву на «Ласточке» или самолетом? Плюсы, минусы и подводные камни нового скоростного поезда

В Москву на «Ласточке» или самолетом? Плюсы, минусы и подводные камни нового скоростного поезда
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Я с большим воодушевлением воспринял информацию о запуске «Ласточки» в Москву не только потому, что это самый быстрый на данный момент поезд, но и в расчете на конкуренцию с остальными перевозчиками. «Ласточка» открывает новый формат путешествия из Беларуси в Россию и благодаря удачной экономике формата конкурирует сразу со всеми: традиционными ночными поездами, автобусами и даже самолетами. Появление формата обязательно скажется на ценообразовании одуревших авиакомпаний, подстегнет автобусников и Белорусскую железную дорогу повышать качество оказываемых услуг. Я проехал на первом рейсе «Ласточки» до Орши, чтобы ответить на самые ожидаемые вопросы: удобство кресел, интернет на борту, размещение багажа, контроль ПЦР.

Большая часть билетов на «Ласточку» продается по цене 50 рублей — это базовый тариф, в который ничего не входит, кроме, собственно поездки. Есть некий «эконом» на рубль дороже, на сайте РЖД он обозначен дополнительными пиктограммами «санитарный набор» и «кондиционер». У меня был базовый, а кондицинер дул точно в макушку. Санитарный набор не выдали.

Также есть бизнес-класс с широкими креслами и кормежкой. Это отдельная группа мест в головном вагоне, отделенная от остального салона. Стоит бизнес примерно в 2,5 раза дороже (но все равно как плацкарт в ночном поезде).

Ходит «Ласточка» дважды в день (ходят слухи, что может и четыре в будущем): в 6:20 и 16:00 из Минска и так же из Москвы. Запуск маршрута начался из России утренним составом, поэтому дебютный поезд отправился из Минска по второй «нитке» — в 16.

Билеты на поезд были раскуплены задолго до 30 апреля, также они пользуются повышенным спросом и на последующие дни примерно на две недели вперед. Затем, по окончанию длинных майских в России, спрос стабилизуется, хотя поезда все равно будут ходить заполненными под 100% загрузки: цена очень решает.

В поезде 5 вагонов и около 350 мест. Посадка производилась во 2-й, 3-й и 4-й вагоны, причем во 2-й и 4-й заодно еще принимали пассажиров 1-го и 5-го. Я так понял это просходит из-за того, что крайние двери оборудованы подъемным механизмом для маломобильных людей и используются только в соответствующих случаях. Впрочем, такая схема создает явные неудобства для пассажиров — моментально образовались сначала небольшие, а потом огромные очереди:

Минут за 10 до отправления контроль входящих ослаб и на билеты проводники смотрели мельком, лишь бы все успели рассесться.

Главный вопрос по ПЦР повис в воздухе. На входе его никто не проверяет, а контроле билетов внутри вагона тоже. Ходят упорные слухи, что в Смоленске в состав заходят некие специальные люди и громко спрашивают «У всех ли есть ПЦР?», это может и работало бы с ночным поездом, а с минутной остановкой «Ласточки» — не знаю :)

Компоновка мест в экономе идет по схеме 2+3 либо 2+2:

Сиденья не сказать, что кайф. За два часа до Орши начала ощущаться усталость филейных мышц, хотя меня больше волновал мужик на соседнем кресле, который начал заваливаться, как только принимался дремать.

Места довольно узкие в плечах, трудящиеся сидят плотно. Климат-контроль в вагоне был не очень адекватным в плане поддерживаемой температуры и качества воздуха — на мой вкус душновато, а +23 многовато.

Места для багажа всем не хватает. Он начинает распространяться в проходах и даже на накопительных площадках, причем проводники до прибытия на станцию не знают, с какой стороны будет открытие дверей, так что в Орше им пришлось перелопатить кучу чемоданов, когда выяснилось, что двери откроются как раз со стороны их скопления.

В поездке продаются напитки и закуски (оплата российскими рублями либо картой). Доступ к холодной и горячей чистой воде безлимитный около туалетов. Заварить чай или бич-пакет можно самостоятельно из собственных запасов.

Интернет не работал. Его авторизация сделана через номер паспорта, обозначенный на покупке, однако покупал я билет через сайт БЖД — видимо, загвоздка в этом. Кроме того, «Ласточка» очень сильно экранирует сигнал сотовых операторов, фактически до Орши я был без сети (а на обратном пути в поезде PESA почти все время в интернете — для сравнения).

Переход между вагонами в жесткой сцепке, очень комфортно:

Подъемник:

Туалет был исключительно чистый, даже с какими-то приятными запахами. Не уверен, что так будет всегда…

До Орши теперь «Ласточка» является наиболее быстрым поездом, доезжает она без остановок всего за 1 час 58 минут. Никакой магии тут нет, она идет на пределе разрешенной скорости на дороге (от 100 до 140 километров в час), за такое же время проходили бы и белорусские поезда, не делай они остановок.

Общие впечатления состав оставил неплохие. Я не скажу, что 6 часов 50 минут до Москвы пройдут незаметно, однако по совокупности факторов поезд порвет на направлении даже самолетчиков. Повторюсь, он открывает новый сегмент — быстро, днем, в сидячем положении, недорого. До «Ласточки» такого формата не существовало.

Если прикинуть, что общая дорога от дома в Минске до Белорусского вокзала в Москве займет порядка 7 часов 20 минут (плюс полчаса я добавляю на такси на вокзал), то это ненамного больше самолета (час на такси в аэропорт, минимум час ожидания рейса и регистрацию, минимум час полета, минимум полтора часа до Белорусского вокзала на «Аэроэкспрессе» с ожиданием и поездкой, суммарно 4,5, хотя впритык я лично никогда не езжу, то есть потрачу 5-5,5). При этом самый дешевый самолет по супер-пупер редкой акции в доковидные времена и с вылетом в 6 утра стоил $50 в одну сторону, но еще нужно $20 на такси и $10 на «Аэроэкспресс».

«Ласточка» не сможет конкурировать с форматом «мне нужно быть дешево в Москве, но утром» — с ночными автобусами и ночными поездами. Впрочем, если у автобуса цена сопоставима, то ночной поезд в плацкарте (!) стоит не менее 120 рублей прямо сейчас — как бизнес-класс в «Ласточке». А купе и СВ просто запредельно дорогие!

Таким образом при прочих равных новый маршрут хорош по многим направлениям. Самое сложное в нем высидеть 7 часов — курильщикам даже не покурить из-за остановок длительностью в одну минуту. Да, можно пройтись, перекусить, попить чаю. Но по моему опыту это все равно лучше плацкарта и даже купе, где всегда либо жарко как в аду, либо холодно как в Арктике. Толкотня у сортира, храпящие мужики, суета с поеданием курицы за столиком, гастарбайтеры с водочкой…

Я выбор сделал. «Ласточка» теперь топ.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎