В 90-х в некоторых постсоветских странах возник самобытный архитектурный стиль, позже названный капиталистическим романтизмом. Он был своеобразным бунтом против главенствующего модернизма и типовых индустриальных решений, характерных почти всей послевоенной истории Союза, и подпитывался частным капиталом. За десятилетие архитекторы сказали в этом стиле все, что могли сказать доступными им инструментами, и капром обязательно исчез бы естественным путем как тупиковая ветвь эволюции, но в Беларусь пришли монолитные каркасные технологии строительства. Там, где фантазия ограничивалась на уровне элементной базы (а элементом всегда выступал кирпич), вдруг появился новый простор для творчества. Капром, эдакий «евроремонт снаружи», расцвел еще раз, тем более за монолитными технологиями подоспели новые возможности в остеклении и отделке фасадов. Я подобрал двадцать наиболее ярких объектов Минска, чтобы полностью погрузить вас в эпоху.
Какой жилой комплекс поставить первым в подборке очевидно любому — «Дом у Троицкого». Хотя он только формально попадает в выбранный интервал (строился в период 2009-2013 годов), однако задуман был архитектором Ладкиным на десять лет раньше. Да, вдохновителем «Дома Чижа» был вовсе не бизнесмен Юрий Чиж, он лишь сделал заказ на уже продуманную идею, доведя последовательно ее и до проектирования, и до реализации.
Жилой комплекс является хрестоматийным примером зрелого капрома, он вобрал в себя все приемчики стиля — плавные линии фасада и отдельных его элементов, надстройки и пристройки, щедрые полукруглые балконы и, конечно, большую площадь остекления. Разумеется, бежевый вентфасад!
Главное, что нужно знать о «Доме»: он не так плох, как мог бы быть. Ко времени его строительства архитекторы уже во многом насытились играми в объемы и использовали их куда более умеренно, чем раньше. Да, «Троицкий» громаден, всемогущ, доминирует, однако и это суть стиля — капром всегда требует все внимание к себе на целой улице, а лучше в квартале.
Теперь представьте, что «Дом у Троицкого» был бы настолько хаотическим и бессмысленным как жилой комплекс в переулке Одинцова — пожалуй, самый безумный продукт эпохи нулевых (которому я даже когда-то посвящал отдельный пост):
Этот комплекс состоит из трех блоков: двух многоквартирных домов и рядов таунхаусов и коттеджей с отдельными входами. Работала над ним целая группа архитекторов из пяти человек, строилось чудо девелопером «Арэса-Сервис» в 2007-2008 годах.
И многоэтажки, и коттеджи призваны доказать, что монолитный каркас действительно помогает городить какие угодно объемы, а одной из основных ценностей стиля является безусловное превалирование формы над содержанием. Грубо говоря, если такой-то элемент можно сделать, он будет сделан, хоть и не имеет никакого смысла.
Помимо формы, архитекторы ударились в полный отрыв от реальности на уровне фасадов и примененных материалов. В целом это выглядит так плохо, что даже по-своему хорошо — ничего подобного в Минске никогда больше не будет построено.
Зубодробительно!
Кстати, как рыночный объект квартиры в этом комплексе вполне себе ценятся.
Зеркалом странной эпохи «евроромантизма» в Минске можно считать значительную часть улицы Притыцкого, всю ее нечетную сторону между станциями метро «Спортивная» и «Каменная Горка». Домов в нужном стиле там в достатке, а выделить я хотел бы два.
Вот этот на углу с Тимошенко неизвестного мне застройщика просто как фонтан всего странного и спорного. Какие-то металлические детали, торчащие из стилобата, винтовая лестница над паркингом, раскосые линии фасада… И еще, конечно, колористика!
Двор:
Въезд в паркинг:
И вот соседняя высотка по Притыцкого, 73 с уже не столь выразительным фасадом, но не без кое-каких фирменных фишек. Она один из примеров того, что капром нулевых почему-то страстно тяготел к античным псевдопортикам на крышах:
Жилой комплекс «Академический» все той же «Арэса-Сервис»:
16-этажка на Кропоткина от некой «Инвест-Систем»:
У последней, кстати, еще и весьма вычурный подъезд, а это тоже нередкий способ удивить покупателя! Вообще, я могу подобрать единственное объяснение, зачем было строить подобную входную группу: потому что могли.
И на Машерова, 50 тоже смогли:
Этот дом, сданный в 2004-м, вообще какой-то оммаж на работы Пикассо — в нем как будто все переломано:
Буквально в паре сотен метров стоит девятиэтажка того же года постройки, но в ней даже как будто прослеживается общий стиль и угадывается «замковый» образ (а «замки» были более популярны в 90-х):
В начале поста я написал, что капиталистический романтизм развивался силами частных застройщиков, но справедливо будет сказать, что и государственные всегда играли на коммерческом рынке, и тоже вложились в стиль. Уверен, наиболее ярким объектом стали дома-братья на Белорусской улице, заселенные в 2003-2004 годах:
Фасады высоток настолько сложные, что уже сейчас вызывают большие сложности в обслуживании, тем более выступающие за основной объем неотапливаемые стены (зачем их было городить? потому что могли!) страдают от ветра и осадков. Кроме того, теперь фасад в некоторых местах стянут какими-то сетками — видимо, рушится штукатурка:
Зачем делать вход в офис в виде трапеции?
А вот такой эркер?
Дома на Белорусской вообще как учебник начальной геометрии — можно найти какие хочешь фигуры:
Отдельная ветка капрома была попыткой внедриться в премиальный сегмент. В нулевых, когда понятие «евроремонт» еще ассоциировалось с чем-то прогрессивным, красивым и дорогим, некоторые шансы на это были. В частности, попытку занять место наиболее дорогого дома сделала ОДО «Производственно-инвестиционная группа», построившая на Киселева ЖК «Четыре сезона».
Ну Румянцева в керамогранит и стекло одели неназванный жилой комплекс, вокруг которого даже создали недурную пиар-кампанию с закрытыми продажами квартир. Первый корпус был сдан в нулевых, последующие два в начале десятых:
Когда я составлял карту с расположением нужных мне зданий Минска, стало понятно, что в целом весь этот стиль жил на «бычьем» рынке недвижимости Минска первой декады XXI века и развивался практически только в пределах второго транспортного кольца. Другими словами, можно сделать уверенный вывод, что эстетика капрома и в глазах девелоперов, и в глазах покупателей это престижно и «богато». Сейчас, конечно, так уже не кажется — стиль крайне быстро вышел из моды.
Нововиленская, 10А (2007-й):
Сморговский тракт, 7 (2011-й):
Волгоградская, 86 (2009-й):
Кольцова, 19А (2005-й):
Победителей, 57 (2004-й):
Димитрова, 5 (2005-й):
Конечно, стиль выплескивался и за второе кольцо, просто объекты вне центра города не такие яркие. Например, уже упоминавшаяся «Инвест-Систем» расселила небольшой частный сектор на проспекте Дзержинского у немецкого посольства и в период 2005-2015 годов построила целый микрорайон. Он вполне сдержан, не вычурен, но архитектор не удержался от монтажа каких-то нелепых металлических башен на крышах и барельефов по фасадам.
18-этажка неподалеку на проспекте Газеты «Правда»:
Ну а закончить свой обзор я бы хотел вполне неплохим квартальчиком от государственного УКС Мингорисполкма на Старовиленском тракте. Чуть излишние колонны у подъездов, какая-то странная арка до неба по центру, а так очень неплохо, тем более для 2006-го года!