Некоторые мои фантазии о железной дороге в аэропорт и устройстве городской электрички Минска

Некоторые мои фантазии о железной дороге в аэропорт и устройстве городской электрички Минска
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Недавно вновь активизировались процессы в деле организации железнодорожного сообщения с национальным аэропортом «Минск». Появились даже обновленные сроки реализации: линия будет построена в 2027-2029 годах и пройдет параллельно трассе М2 сначала в коридоре действующей магистрали оршанского направления, а от Кургана Славы по абсолютно новому. Запланирована только одна промежуточная остановка в индустриальном парке «Великий Камень», то есть буквально перед самым аэропортом. Разумеется, проект можно только приветствовать, но мне хотелось бы пофантазировать на тему того, как еще можно было бы организовать такую дорогу и как встроить в нее городскую электричку.

Про городскую электричку я написал уже довольно много постов да и любой читающий эти строки наверняка имеет свой опыт ее использования и знает о достоинствах и недостатках. Для этого текста важно особо не учитывать текущее положение дел, потому что мои фантазии предполагают концептуально иной подход с тактовым маршрутным движением поездов, чего Белорусская железная дорога так и не смогла реализовать за долгие годы.

Кроме того, понадобится прокладывать новые пути как в коридорах существующих, так и буквально по лесам и полям, однако, учитывая, что электричка в аэропорт все равно потребует инвестиций такого рода, то не вижу в этом большой проблемы. Городские и республиканские власти готовы на объемные капвложения, возьмем это в качестве исходных данных.

Наконец, нельзя отказаться от принципиальной задачи по связыванию аэропорта с городом посредством железной дороги. Предложенный вариант будет выглядеть на карте так:

Моя идея учитывает эту стратегию, но опирается на два дополнительных фактора. Во-первых, город в этом или следующем году начнет освоение микрорайона Зеленый Бор, где уже строится ЖК «Зеленая Гавань», а будет еще жилой массив ранее известный как «Ноттингем». Все это добро рассчитано на несколько миллионов «квадратов» новой недвижимости и проживание более 100 тысяч человек на заметном удалении от основного тела Минска. Вот здесь:

Также мы имеем кое-какое подспорье в виде существующей грузовой однопутной линии, связывающей станции Колодищи и Михановичи, то есть оршанское и осиповичское направление железки. Нет, одного пути, конечно, не хватит ни для чего еще, но наличие его автоматически означает наличие выделенного земельного участка, где не нужно ничего сносить и обходить при расширении количества путей. Вот эта линия:

Моя фантазийная идея предполагает организацию двух маршрутов городской электрички, связывающей некоторые ближайшие пригороды Минска, саму столицу и ряд ее районов, будущий Зеленый Бор, Великий Камень и аэропорт.

Первый маршрут задействует новый участок от аэропорта до грузовой линии, а затем выходит на оршанское направление и по нему через центральный вокзал продлевается до Фаниполя. Мы получим следующие остановки: Аэропорт, Великий Камень, Сокол (Волма), Зеленый Бор, Зеленая Гавань, Колодощи-2 (все новые) и далее по существующей дороге до Фаниполя с добавлением новой остановки ПВТ. Вот как это могло бы выглядеть:

Второй маршрут точно так же выходит из аэропорта до грузовой линии, но уходит на юг через Стиклево и Шабаны и вливается в осиповичский ход в районе Михановичей. Поначалу остановки все те же: Аэропорт, Великий Камень, Сокол (Волма), Зеленый Бор, Зеленая Гавань, но затем Стиклево, Тростенец, Шабаны, Промзона «Шабаны», Гатово — все новые кроме Шабанов. Затем поезд следует на вокзал и переходит на молодечненское направление до Ждановичей. Сооружается две новые остановки как и было задумано изначально для городской электрички: на проспектах Дзержинского и Пушкина.

Получается так:

Ну а вместе схема выглядит следующим образом:

Разумеется, по линии ничего не мешает пускать ускоренные поезда с редкими остановками или обычные со всеми. И это не отменяет возможность построить линию чисто в аэропорт вдоль шоссе М2.

Два маршрута вместе с этим позволяет связать огромные по площади и населенности районы города, дать быстрый доступ в центр и для будущего Зеленого Бора, и для существующих Шабанов и Гатово, повысят экономическую привлекательность целой россыпи небольших населенных пунктов в агломерации Минска.

Да, инвестиции в такую систему в любом случае будут заметно выше, чем просто электричка в аэропорт хотя бы потому, что нужно строить новое депо и закупать новые поезда, везде сооружать третий, а может третий и четвертый пути, поэтому я все понимаю :)

Понимаю, а не поделиться идеей не могу!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎