Метро в Минске будет строиться еще много лет, но в принципе уже понятно, где его не будет никогда. Крупные массивы города — каждый по своей причине — останутся без подземки: Лошица, Чижовка, Сухарево, Северный Берег и некоторые другие. Им суждено жить в зоне подвоза наземным транспортом и дожидаться развития иных видов рельсовых систем. Если вы помните, в Сухарево и Берег когда-нибудь поедет «быстрый» трамвай, а в других случаях все еще есть надежды на городскую электричку. Тем не менее, Минск пока сконцентрирован только на подземке и, в общем, в некоторых случаях подземка была бы не лишней в особо крупных микрорайонах. Как можно было бы решить эту проблему?
Метро нужно там, где для него есть соответствующие пассажиропотоки, так что фантазийные схемы с линиями на Ангарскую или в Сеницу уж точно должны оставаться только в фантазиях их авторов. Но не Ангарской единой живет Минск. Скажем, в «деревне» Копище (в состав которой входит Новая Боровая) до 2030-го года будет 19 947 квартир с общим числом проживающих порядка 35 тысяч человек, а следующий за ним куст населенных пунктов Боровляны, Лесной, Лесковка, Опытный добавляет еще 50 тысяч. Не супер много, но побольше Уручья и Курасовщины, где метро уже есть.
Кроме того, строительство метро в Новую Боровую и Боровляны не требует сложных решений — туда можно продлевать Зеленолужскую линию со станциями в районе улицы Камова (Боровая), 40 лет Победы (Боровляны), Троицкой (Лесной):

Кроме того, третья линия может (или даже должна) получить маршрутное движение, чтобы переваривать трафик, на который рассчитана. Площадь Бангалор, где будет пересечение с кольцевой, это место, откуда удобно и разумно строить «ус» в Северный Берег вместо полумифического трамвая. Ответвление позволит обеспечить метро и жителей Берега, и посетителей выставочного центра:

Еще одно ответвление напрашивается в Лошицу, которая по идее должна была получить свою городскую электричку с тактовой частотой, но в это верится еще слабее, чем в трамвайные системы до Сухарево и Северного Берега. Станции логичны у железнодородной платформы Лошица и Южной магистрали (а она — будущий выезд на Гомель) и в центре микрорайона.

Нынешнее кольцевое исполнение четвертой линии метро лишает подземки всю Чижовку, хотя изначально как раз в Чижовке начиналась линия, затем шла через Серебрянку, Тракторный завод, по восточной половине второго транспортного кольца и выруливала в Веснянку (в других вариациях в Северный Берег).
В таком случае линия могла бы получить маршрутную вилку на юг:

Еще одна вилка просится в Сухарево и как раз там, где намечен трамвай. В общем, если трамвая так и не будет, то может тогда метро?

Однако же переиначивание четвертой линии в кольцо — я готов спорить на это — в далеком будущем приведет к дискуссии о необходимости строительства пятой ветки, той, которая будет закрывать задачи, не закрытые из-за изменения концепции четвертой. Линия должна будет пройти от Чижовки и Серебрянки через центр в Веснянку до «Минск-Арены»:

Такие у меня мысли.
