Большие ритейл-сети Минска, ушедшие в прошлое

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Случайно обнаружил, что в Минске практически исчез еще один бренд сетевого продуктовика. Связано это с переформатированием торговых точек управляющей компанией и переоткрытием их под новыми названиями, а не финансовыми проблемами. Но сам факт: в столице остался лишь один «Доброном» на Толбухина, 10, а другие стали «Копеечками» и «Маяками». Да что там «Доброном»: уменьшается количество евроторговских магазинов под вывеской «Евроопт» в пользу дискаунтеров «Хит!» и «Грошык», а ведь это символ ритейла как такового. Недалеко от моего дома на Победителей 89/3 ритейлер прошел все стадии трансформации — был «Еврооптом», потом «Хитом», теперь стал «Грошыком» (по одному ему известным причинам). Предлагаю вспомнить продуктовые сети, уже ушедшие в историю.

Я решил вспоминать сети в той очередности, в которой я чувствую их значение для города. Начать, например, правильно было бы с Bigzz, ведь в марте 2005-го именно с этого бренда началась история гипермаркетов в Беларуси. Сеть была небольшой (пять точек под этим брендом и пять под суббрендом-дискаунтером «Копилка»), исчезла в 2021-м, не справившись с проблемами роста в самом начале пути (долгие годы до того Bigzz представлял собой «сеть» из двух точек на «Экспобеле» и Логойке). По факту ее ликвидации я делал пост-размышление о причинах.

Следующими хотелось бы вспомнить «Рублевский», выкупленный в итоге «Сантой». Магазины были так себе, но сеть начала развиваться еще в 2006-м году, когда опыта управления такого рода бизнесом в стране было с гулькин нос. «Рублевский» первым в стране развивал формат сети с элементами дискаунтера, учившись оптимизировать расходы наживую, на собственных ошибках. В стране работало 73 точки под этим брендом, абсолютное большинство в Минске.

Далее, конечно, надо поговорить о «Виталюре». Их площади также в основном перешли под управление «Сантой», хотя спустя какое-то время та отказалась от некоторых точек. «Виталюр» был хорошим магазином с широким ассортиментом, приятным дизайном и современным оборудованием. Погубил их кассовый разрыв, побочка быстрого роста и странной стратегии владеть площадями, а не арендовать их.

Сеть «Домашний» доросла до 75 точек в стране (треть в Минске), но главным их достижением было управление магазином «Центральный» на проспекте Независимости — все-таки это символ, что-то большее, чем просто магазин. Бренд быстро рос, но история закончилась уголовным делом и бегством бенефециара в неизвестном направлении.

Также некоторую роль в ритейле столицы играл бренд «Родная Сторона», хотя бы за счет того, что управлял площадями легендарного в прошлом универсама «Заславль». «Сторона» продалась «Доброному», бренд был ликвидирован.

Умирали бренды и меньшей значимости. «Евроопт» быстро открыл множество дискаунтеров «Бруснічка» и почти сразу их закрыл. Ушла в банкротство микросеть «Златка», закрыты «Базар» (суббренд «Рублевского»), «Тропинка» (семейство «Соседей»), Preston (уходят даже легенды!). В Минске раньше, чем в целом по стране, ликвидирован бренд Zakrama (все они стали «Алми»). Про совсем-совсем мелочь вспоминать смысла и нет.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎