Эпоха чешских трамваев «Татра» в Минске

Эпоха чешских трамваев «Татра» в Минске
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В 1987-м году Рижский вагоностроительный завод, единственный поставщик трамваев в Минск, снял с производства морально устаревшую модель РВЗ-6М2, подтолкнув наш город искать новых поставщиков. Выбор был невелик: чехословацкий концерн ČKD, усть-катавский и ленинградские заводы. Последний из перечисленных в этом списке присутствовал лишь номинально — за пределы Ленинграда продукцию он поставлял редко, брали ее другие города неохотно. Предприятие из Усть-Катава, подозреваю, отпало на фоне опыта эксплуатации их вагонов в Мозыре и Витебске, хотя один экземпляр Минск на пробу взял. Остановились на ČKD и самой современной на конец 80-х модели семейства Tatra T6B5. В период с 1990-го по 1996-й год Минск их получил 24 штуки, окончательно отставив от работы в марте 2012-го. Это была настолько надежные машины, что некоторые из них, перепроданные затем в российские города, до сих пор на линии.

Первые пять вагонов с чехословацкого завода пришло в Минск в 1990-м году. Парк решил начать с нуля внутреннюю нумерацию машин, поэтому они получили бортовые 001, 002, 003, 004 и 005. В разное время из вагонов образовывались пары, но могли они работать и одиночками:

Трамваи приходили в Минск в классической ливрее «Татры», которая в основном совпадала с принятой на тот момент в Минске. Чешские машины получали кремовую крышу и юбку, а также красные борта, задник и лицевую маску:

Иногда цвета могли немного плавать в узком диапазоне, но в основном трамваи выглядели одинаково:

На стыке 1991-го и 1992-х годов в Минск прибыло еще 12 вагонов. СССР уже распался, но Чехословакия еще оставалась единой, поэтому производство по-прежнему можно было назвать именно «чехословацким». Машины получили бортовые номера от 006-го до 016-го.

Как раз наступило время развития бортовой рекламы, поэтому оригинальная раскраска сохранилась ненадолго. После того как заканчивался контракт на ее демонстрацию, машины оставались в цветах подложки, необходимой дизайнеру рекламного сообщения. «Татры» в итоге могли выглядеть как угодно:

Были и такие, которые «переодевали» в ливрею первого троллейбусного депо: синяя крыша и юбка, желтый центр.

В 1994-м году город купил еще два вагона, годом спустя четыре и два в 1996-м. На этом поставки чешских машин были закончены, Минск «донашивал» рижских старичков и готовился к приему первых трамваев белорусского производства (событие случилось в 2000-м году).

Отставлять «Татры» от работы начали в 2009-м, в 2012-м процесс был завершен — в среднем они отслужили городу 20 лет, что не особо много для данного типа подвижного состава. Поэтому не удивителен факт их перепродажи в отдельные российские города: шесть уехало в Екатеринбург, четыре в Нижний Новгород, три в Самару.

Бывшие минские вагоны на линиях в России:

Некоторые из них до сих в работе! Бывший минский №005 1990-го года сборки по-прежнему на ходу в Екатеринбурге — ему уже 34 года. Вагон №019 стал в Нижнем музеем (в Минске под таковую роль определили №013). Отдельные, конечно, списаны уже и после «донашивания».

Эпоха минских «Татр» естественным образом близится к полному финалу.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎