Эпоха рекламы на бортах минского наземного транспорта прошла. Еще несколько лет назад государственный перевозчик «Минсктранс» существенно ограничил возможности по ее размещению, а с некоторых пор отказался от рекламы вовсе. Оклеить подвижной состав можно в метро, но автобусы, троллейбусы и трамваи нет. Расцвет этого формата пришелся на нулевые годы, причем качество дизайн-макетов зачастую было выполнено на очень высоком уровне, направление очевидно развивалось. В целом чистый от информационного шума общественный транспорт штука правильная и говорит о зрелости города как единого организма, но и вспомнить тоже есть что. Я отобрал полсотни фотографий минских трамваев, троллейбусов и автобусов в рекламе (порой неожиданной) и посмотрел, когда она вообще появилась.
Хотя реклама как явление существовало и в Советском Союзе, на бортах минского транспорта она начала появляться только в эпоху развития кооперации и возрождения хозрасчетной системы, получившей второе дыхание во время горбачевской перестройки. Да, социальная реклама существовала и ранее, но в этом тексте я о ней говорить не буду.
Впрочем, призыв есть рыбные консервы — это социалка или уже нет?
В 1987-м на бортах столичных трамваев можно было увидеть рекламу магазина «Электроника» на Логойке:
«Минского бюро путешествий»:
«Горизонта»:
«Спортлото»:
Вот еще трамвайчики с надписями, но уже из 1991-го года. Думаю, реклама на них сохранилась с 80-х: тут услуги сети служб быта и автомагнитолы «Гродно 208С»:
А вот насчет «Пепси» не уверен. Да, американский бренд официально работал на территории СССР с 1972-го, обменивая концентрат для газировки на водку «Столичная», но и он же был первым по-настоящему «капиталистическим» брендом, купившим коммерческую рекламу на советском телевидении, это произошло еще в 1988-м. Короче, вполне возможно перед нами самая что ни на есть настоящая «рыночная» реклама на минском транспорте:
С распадом СССР, отказом от плановой экономики и появлением частных коммерческих структур дело пошло веселее. Вот, например, давно исчезнувший сотовый оператор Belcel забрендировал борта. На снимке 1993-й год:
А это некая «Герда», возможно, научно-производственное предприятие «Герда», занимающееся поставками кабельной продукции, систем слива-налива танковых хранилищ и прочих специфических штук. Существует с 1992-го, шансы есть:
Троллейбус «двойка» на центральном проспекте в рекламе банка «Комплекс», объединившегося вскоре с «Беларусбанком». Это тоже 1993-й:
В 1994-м «Амкодор» на мощностях своего пинского предприятия начал выпуск автобусов Икарус-280 из венгерских машинокомплектов. Выпускал он их в том числе со своей рекламой:
Постепенно рекламу на бортах распробовывали все новые и новые компании. К началу нулевых ее стало много, особенно преуспевал трамвайный парк, но не отставали и троллейбусные. Менее востребованной оказалась реклама на автобусах, хотя у меня нет особого объяснения этому феномену.
2004-й:
2005-й:
2006-й:
Возможностью брендировать общественный транспорт пользовались буквально все. Банки, сотовые операторы, производители продуктов питания, стройматериалов, монтажники оконных систем, страховщики, риэлторы. Разнообразие раскрасок было очень велико:
Довольно редкие примеры рекламы на автобусах:
Даже на перронном автобусе в минском аэропорту:
Странная, неудачная, неоднозначная — такая реклама тоже была. Белорусский КВН:
Телепередача «Белорусское времечко»:
Бренд-зонтик, скрытно продвигающий водочку под видом питьевой воды:
Центр бальнеолечения:
Лютая самоделка — реклама ЖК «Променад» в 2015-м году:
В середине прошлого десятилетия перевозчик решил, что размещать рекламу он теперь готов только в «модульном» виде — транспортное средство не заклеивается полностью, оставляя видной его оригинальную ливрею. Лицевая маска не оклеивается в принципе:
Такое решение, думаю, значительно снизило интерес к формату, но это уже не имело особого значения, так как вскоре был заложен на него полный запрет. Наверное, последней реально яркой рекламой на транспорте была оклейка трамвая «Метелица» ко II Европейским играм. Продержалась она до конца обкатки экспериментальной машины, до октября 2020-го.
P.S. В Минске существовало явление завозной рекламы на бортах транспорта — в тех случаях, когда город покупал подержанные автобусы и трамваи за рубежом (троллейбусы никогда не покупал). Хорошо помню «Икарусы» «с гармошкой» в рекламе какого-то кофе! Или вот еще «Дюваги» из Дюссельдорфа в первое время после поступления в Минск на дожитие: