За время существования СССР в его городах было открыто 13 метрополитенов и две системы скоростного трамвая с подземными участками в габаритах метро. Еще три сдали после распада: в Днепре (1995-й), Казани (2005-й) и Алматы (2011-й). Есть несколько недостроенных: Омск, Челябинск, Донецк; в Риге стройка началась, но была свернута еще до конца страны советов. Честно говоря, я думал, что подземки изобилуют «белорусскими» топонимами и подумывал соорудить объемный красивый пост, но на деле улов скромный. Я нашел лишь пять названий, ассоциирующихся с Беларусью — три в Москве и два в Киеве. Ну, давайте смотреть хоть что-то.
Первая станция появилась в Москве еще в 1938-м году при сдаче второй очереди строительства. Станция, встроенная в в Белорусский вокзал, имеет название «Белорусская» (или «Белорусская-радиальная», чтобы не путаться со станцией пересадки на кольцевой) и функционирует в составе второй линии. Авторами ее выступили Николай Андриканис и Надежда Быкова, оба вошедшие в группу архитекторов профильного бюро в 25-летнем возрасте. На момент сдачи станции в эксплуатацию им было по 31 год.
Станция является типовой глубокой (-34 метра) пилонного типа, строилась закрытым способом. Во время войны выступала командным пунктом при одновременном функционировании как транспортная система. В торце установлена скульптура «Советская Белоруссия», восстановленная после распила на части и переноса с «Белорусской-кольцевой»:
В переходном тоннеле между станциями композиция «Белорусские партизаны»:
Для создания вестибюля пришлось перебрать крыло вокзала:
Уже в XXI веке стены потеряли оригинальную глазурованную плитку, облицовку заменили на гранит. Кроме того, заменены эскалаторы, отработавшие около 70 лет.
В 1952-м открылась пересадка на станцию «Белорусская» кольцевой линии. В ее создании опять же участвовала Надежда Быкова, но в соавторстве уже с Иваном Тарановым, по совместительству мужем. И эта станция глубокого заложения, пилонная, лежит ниже соседней, а именно на отметке -42,5 метра.
Огромный надземный вестибюль расположен по соседству с вокзалом:
Все оформление станции отсылает к Беларуси. Так, на потолке изготовлен лепной орнамент с венками и колосьями. По оси свода центрального зала расположены мозаичные панно в технике флорентийской мозаики. До конца 50-х одно из панно изображало тружениц, вышивающих портрет Сталина, после он заменен на орден Трудового Красного Знамени.
Изначально пол украшал белорусский орнамент из мелкой плитки, затем заменен на крупные гранитные плиты со значительным упрощением рисунка:
Кессонированный платформенный зал:
В 2017-м году на Солнцевской (желтой) линии открылась станция Минская в районе одноименной улицы. По первоначальному плану станция не планировалась, вместо нее проектировался аварийный выход на супердлинном перегоне, но в итоге руководство города сошлось на решении строить транспортно-пересадочный узел с наличием станции мелкого заложения на глубине 15 метров. Она стала 204-й в московском метро.
Тема оформления не связана с Минском, она связана с техническим вооружением советской армии времен ВОВ:
Изображение на опорах складывается в единую композицию при осмотре его с некоторых точек в торцах станции:
Над «Минской» работал большой авторский коллектив под руководством Леонида Борзенкова. Всего в его портфеле 17 станций московского метро.
Одноименная станция в Киеве введена в строй 6 ноября 1982-го на второй линии. Расположена в центре бывшего Минского района (теперь Оболонский) под одноименной площадью. Площадь и станция названия сохранили.
Это первый односвод Киева, выполненный по типовому проекту с некоторыми изменениями (ступенчатый карниз на потолке, скрывающий ряды ламп освещения). По центру потолка нарисован орнамент, который, впрочем, «белорусским» не является:
Проект станции готовил авторский коллектив в составе заслуженного архитектора Украины Ефима Дубинского, Ларисы Скорик и Светланы Сигаловой.
В ноябре 1971-го в Киеве также открылась станция «Октябрьская», переименованная в «Берестейскую» (в честь белорусского Бреста) в 1993-м году. Включена в состав первой линии метро и расположена под одноименным проспектом. Проект готовила группа архитекторов.
Колонная, мелкого заложения:
Летом 2022-го года возникла дискуссия о переименовании ее в «Бучанскую», но переименования не произошло.
До начала 90-х в оформлении торцов использовалась цитата Ленина «Октябрьская революция открыла новую эру всемирной истории», а до 2015-го на путевых стенах размещались стилизованные серп и молот.