Много лет обсуждается вопрос строительства отдельной железной дороги в национальный аэропорт «Минск»: от станции Городище через технопарк «Великий Камень» прямо к терминалу. В 2022-2023 годах должны идти проектные работы, потом и сама стройка (либо проект будет дожидаться более благоприятной конъюнктуры с точки зрения пассажиропотока, не знаю). В общем, скоростной внеуличный общественный транспорт ведут в аэропорты по всему миру, и в разных странах накоплен разный опыт. Не так давно я рассказывал о барселонском «Эль-Прате», а сегодня хочу показать как железнодорожную связь выстроила финская столица для авиагавани «Вантаа». Небанальный, эффектный проект с поездами Stadler в качестве подвижного состава.
До пандемии хельсинкский аэропорт вышел на пассажиропоток почти в 21 миллион пассажиров в год, прибавляя примерно по миллиону в год. В 2009-м, когда железку начали строить, их уже было 12,5 миллионов — эта прорва людей добиралась в «Вантаа» автобусами, такси и личными автомобилями. Я хорошо помню свой опыт года эдак 2012-го или 13-го: каждые десять минут от центрального вокзала финской столицы отправлялся битком набитый автобус, чуть не час добиравшийся до дверей терминала.
Железнодорожную систему изначально было решено интегрировать в «городскую электричку» Хельсинки. Новая линия была задумана кольцевой с движением поездов по часовой и против часовой стрелок. Наиболее удаленные точки кольца на севере и юге, соответственно, аэропорт и вокзал, поэтому пассажиру, отправляющемуся в дорогу, по сути все равно, в каком направлении он поедет. Выбирай любой поезд:
С северной стороны дорога уходит в тоннель чтобы и не усложнять подход поездов к терминалам, и не мешать фукнционированию аэропорта в принципе. За такое решение также финский ландшафт и характер земной тверди — вздыбленные скалы. В скалах очень комфортно строить тоннели как ни странно.
Стройка была сбюджетирована на 605 миллионов евро, но за время ковыряния в земной тверди смета возросла до 774 миллионов. На ковыряние, к слову, ушло более шести лет.
Мировой опыт говорит нам о том, что наибольший вес в смете имеет строчка «подвижной состав». Так как «Вантаа» в час пик требует десятиминутного интервала в одном направлении (и пятиминутного в сумме), то финским железным дорогам пришлось раскошелиться на целый полк Stadler Flirt. Окраска у них соответствует северной группе маршрутов «городской электрички»:
Маршрутный указатель на стене:
В ходе строительства линии возникла абсолютно неожиданная проблема, потребовавшая доработки изоляции тоннелей. Пропиленгликоль, которым обрабатывают самолеты в зимнее время года, глубоко проникает в грунт и «съедается» специфическими бактериями. Продукты распада этого соединения, оказывается, умеют на отлично разрушать железобетон.
Дизайн основной станции, соединенной с терминалом аэропорта, лаконичен как все северное. Полированный бетон, металл, сдержанные цвета, короче, подчеркнутая холодность страны тысячи озер:
Станция лежит очень глубоко в скале, поэтому для подъема наверх нужно преодолеть два огромных марша экскалаторов либо воспользоваться одним из четырех лифтов:
Шахты лифтов открытые, видно как работают кабины. Вживую выглядит словно антураж из «Бегущего по лезвию бритвы». Мой стиль:
Хочется маршировать во взводе человекоподобных роботов, отхлебывая машинное масло:
В 2030-м году финны думают начать строительство прямого безостановочного тоннеля от центрального вокзала до подземной аэропортовской станции, предназначенного для дальних поездов, отправляющихся на север в Тампере по самому загруженному маршруту страны. Проект требует инвестиций в 5,5 миллиардов евро, но признан перспективным.