Основной барселонский аэропорт Эль-Прат (назван по муниципалитету, на территории которого находится) уже много лет стабильно входит в десятку наиболее востребованных авиаузлов Европы и в тридцатку, если считать по миру в целом. До запуска высокоскоростной линии железной дороги в Мадрид Эль-Прат обслуживал самую загруженную в мире авиалинию между испанской и каталонской столицами, но теперь маршрутом-лидером стала линия в Пальма-де-Майорку (в среднем 20 рейсов в сутки). Эль-Прат явлется основной базой для мощного лоукостера Vueling, распустившего свои лоукост-щупала даже в Африку вплоть до Сенегала и Мали. В Барселоне базируется и дальнемагистральный лоукост Level, предлагающий недорогие полеты в Северную и Южную Америку, а также имеют свои хабы Ryanair, Iberia и другие перевозчики. Эль-Прат умудряется «переваривать» гигантские потоки людей с выраженными несистемными пиками, связанными с пляжным сезоном и выставками на площадях Fira — на такие ивенты продается/раздается 150-200 тысяч билетов. Оператор авиаузла выстроил одну из самых эффективных систем связи с мегаполисом, позволяющей с комфортом и занедорого передвигаться десяткам миллионов людей ежегодно. Давайте посмотрим, как это сделано.
Эль-Прат состоит из двух физически не связанных между собой терминалов — Т1 и Т2, а Т2 еще разделен на сектора A, B и C. Хронологически первым был построен сектор B, затем два других и лишь после Т1. Другими словами, цифры и буквы никак не отражают реальные этапы развития узла.
Узел сложный для пассажиров, если нужно сменить здания. Тогда придется воспользоваться бесплатным шаттлом.
В аэропорт, конечно, можно приехать на своей машине и оставить ее на короткое или длительное время. В Эль-Прате построено без малого 20 тысяч (!) машино-мест в формате самообслуживания и валета. Дорога занимает примерно 25 минут из центра Барселоны с учетом обычных пробок (каталонская столица довольно «пробочная»), платных участков на ней нет, на всем протяжении не менее двух полос для движения в одну сторону.
Разумеется, можно взять официальное такси, которое работает возле терминалов в режиме живой очереди: пассажиры садятся в ближайшую машину одного из четырех аккредитованных перевозчиков. Тарифы немного различаются в зависимости от времени суток, но стандартная цена по счетчику выходит всегда около 30 евро, причем это не меняется на моей памяти дюжину лет. Есть и агрегаторы типа Uber, но их цены ничем не отличаются от обычных служб.
Автобусов множество. Главные маршруты называются Aerobus A1 и А2, они выходят каждые 5-10 минут от первого и второго терминала соответственно и лишь с двумя остановками добираются до площади Каталонии. Стоят одинаково €5,90. Ночью нумерация меняется на N17 и N18, цена остается прежней, но остановок больше.
В пределах агломерации Барселоны есть также несколько регулярных муниципальных маршрутов — в города Эль-Прат, Кастельдефельс и некоторые другие. Кроме того, у терминалов останавливается прорва дальних маршрутов по городам Испании (в основном в пределах Каталонии), есть и международные рейсы Flixbus вплоть до Женевы и частые рейсы Andbus в Андорру.
В аэропорт до Т2 протянута ветка городской электрички R2, позволяющая добраться до центрального вокзала за 25 минут и €4,60. До Т1 и Т2 построена линия метро 9 (и в будущем придет подземка из Бадалоны). Конкретно две аэропортовские станции являются особой тарифной зоной и вытянут из кошелька те же €4,60, что и городская электричка.
Муниципальные власти, оператор Эль-Прат, правительство сообщества Каталония и испанские власти вынашивают также проект доведения до аэропорта линии высокороскоростных поездов AVE, которые дадут возможность прямо от Т1 уезжать хоть в Мадрид, хоть в Париж.
Эль-Прат — один из самых продуманных (из виденных мной) аэропортов мира с точки зрения связи с городом. Гуманные цены, огромный выбор вариантов, возможность уехать даже международными автобусами от крыльца терминала — чудо!