Можно вообще ничего не понимать в деле художественного оформления зданий, но безошибочно определять «крутой» или «не крутой» дом. Многие средства выразительности апробированы и признаны успешными еще во времена Античности, они продолжают воспроизводиться в бесконечном числе объектов по всему миру. Тогда же, в Древнем Риме, была придумана ру́стовка, позволяющая создать эффект массивности, крепости здания — облицовка части или всего фасада грубыми неотесанными камнями, но тщательно подогнанными друг к другу в правильном рисунке. Советский неоклассицизм, многое взявший от выразительности настоящей классики, рустовку любил и обильно применял. Досталось и Минску, в основном центральному проспекту от главпочтамта до Академии искусств. Время присмотреться!
Это 13-й дом по проспекту, он жилой, но с кинотеатром «Центральный» на первом этаже и помещениями для торговли (ювелирный «Чараўніца» и бытовой техники Bork). Эта сталинка строилась на излете, собственно, Сталина и на ней все типичные приемы украшений зданий наиболее пышной части Независимости. Ну, этот пост о русте, так что обращаю внимание на него: рисунок выполнен штукатуркой, имитирующей шлифованный гранит. До второго этажа «гранит» более темный, на третьем уровне светлее, дальше пропадает полностью:
Выбранный архитектором рисунок очень правильный, если можно так сказать, очень классический. Примерно так же мог быть облицован построенный в XVI веке дом в Тоскане, но это не Тоскана:
Приблизим фотомодуль Redmi Note 11 Pro+ и посмотрим природу руста в советской вариации:
Галька мелкой фракции, скрепленная каким-то слабым раствором:
Неплохо поработал автор здания с аркадой «Центрального», предложив декоративные кессоны. Повторюсь, даже без специальных знаний взгляд на потолок делает глазу приятно — есть очень универсальные приемы, работающие одинаково для всех:
Соседние дома по проспекту схожи по оформлению с 13-м. Вот дом №16, опять же жилой со встроенными помещениями торговли и бытового обслуживания населения. Фасад выкрашен другими тонами, а рустовка пропадает уже на третьем уровне, но эффект примерно одинаковый:
Дом с «Центральным» книжным (№23 по Комсомольской). Немного изменяется рисунок, увеличивается рельефность вокруг оконных ниш. Глаз детали не выделяет, пока на них не обращаешь внимание, но мозг кайфует: «Да, детка, не останавливайся»:
А это 19-й, примыкающий к ГУМу:
Ярким греческим светом вспыхивают коринфские капители, добавляя торжественности главной улице Минска:
Здание с «Пиццей Темпо» на первом этаже:
Архитектор не поленился оформить даже арку (и вся красота каким-то чудом дожила до нашего времени):
В деле украшения Нацбанка архитектор решал задачу придания зданию исключительной массивности и надежности, имея ограниченный бюджет. С бюджетом побольше, понятно, был бы привезен настоящий гранит как это сделано в Киеве на Крещатике или в Москве повсеместно. Рустовка фасада с большим шагом, в стену утоплены полуколонны, им пристроены капители:
ГУМ, напротив, «народный», «красивый по-простому» с множеством мелких деталей. Только накануне, делая эти фотографии, я понял, что он цитирует древнегреческие фасады — как у какой-нибудь библиотеки в Эфесе.
Знаменитая пара домов №22 и №23 с универсамом «Центральный» и выходами из метро. На удивление, если присмотреться, ничего особенного:
В следующий раз рустовка появляется только на паре у цирка (№29 и №30). Это самые высокие сталинки проспекта, сделанные такими из-за особенностей рельефа. Тем не менее, руст достигает лишь 1-2 уровней:
Но если повернуть на улицу Купалы в сторону Маркса, то буквально следующий дом (№45 по Карла Маркса) удивит богатой работой по фасаду с супермассивными входными группами. Вероятно, такое тщание объясняется либо предназначением квартир для каких-нибудь важных персон, либо сближением сталинки с кварталом номенклатурных домов и штабом ЦИКа Партии (ныне администрации президента):
31-й и 34-й дома на проспекте, это уже периметр площади Победы. Рустовка до первого этажа, однако выпуклость ее рекордная. Опять же, я всегда думал, что это природный камень, настолько все хорошо сделано, но…
Однако эта та же штукатурка, замешанная на мелкой гальке и цементе. Местами с добавлением чего-то сверкающего типа колчедана. Увы, осыпается:
Дом «Вечерний Минск» на углу Козлова и проспекта. Рельефная рустовка сделана секциями вплоть до третьего этажа, а обычная шлифованная почти до четвертого. Интересно, что здесь она отсекается карнизом массивнее обычного:
Вплоть до площади Якуба Коласа все сталинки так или иначе несут на себе приемы рустовки, но все они знакомы уже по первой части проспекта. Интересненько на одном из «писательских» домов (№47):
В углубления рисунка почему-то утоплены гипсовые канаты:
Бывший полиграфкомбинат имени Сталина (и потом Коласа) во всей красе:
И, так как уже совсем стемнело пока я брел по проспекту, снимки студгородка БНТУ из вчерашнего поста, где я озвучивал тезис о доведении конструктивистского в прошлом главного корпуса до общего вида с главной улицей города. Общий вид предполагает и рустовку:
Более поздние послевоенные общаги были построены, разумеется, в таком же стиле: