Меня никто не спрашивал, но самым значимым объектом Рима я считаю Пантеон (и я не одинок). Во-первых, он содержит много неразгаданных загадок, даже мистических тайн, а это всегда будоражит воображение. Был ли Пантеон на самом деле построен во времена Римской Империи, то есть сумел выстоять почти две тысячи лет без фатальных разрушений конструкции? Для чего он был построен? Почему в нем столько внимания к геометрическим пропорциям?.. Во-вторых, архитектура. Храм оказался настолько влиятельным с точки зрения художественной выразительности, что его отдельные элементы проявляются в миллионах строений по всему миру до сих пор. В-третьих, конечно, крыша, по-прежнему самый большой купол в мире без армирования. Поклонимся.
Цикл: 🇮🇹 Италия | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Небанальный пост о достопримечательностях Рима ← Читать!
◉ 02 | Впечатления от поезда «Красная Стрела» Рим — Милан ← Читать!
◉ 03 | Великий вокзал Термини ← читать!
◉ 04 | Пантеон (акт поклонения) ← сейчас открыто
◉ 05 | Кладбище — произведение искусства. Милан ← Читать!
◉ 06 | Прогулка в Бергамо, пока ждешь свой Ryanair домой ← Читать!
◉ 07 | Город средневековых небоскребов и километровых лоджий – Болонья ← Читать!
◉ 08 | Система скоростного троллейбуса в Римини ← читать!
◉ 09 | 100% душевности: Борго Сан Джулиано, любимый райончик Феллини ← читать!
◉ 10 | Пахнет ли вода в Венеции? На чем стоят дома? Как организована канализация? Никогда не интересовался этими вопросами, пока сам не побывал ← читать!
◉ 11 | Так сказать, по скорининским местам, по Падуе ← читать!
◉ 12 | Итальянская Верона: шутка про Ромео и Джульетту ← читать!
◉ 13 | Италия. Приграничная Вентимилья как накопитель африканских мигрантов ← читать!
Нет никаких сомнений, что Пантеон строился как культовое сооружение. В 609-м году оно только поменяло «церковную юрисдикцию», став христианской базиликой Святой Марии и Мучеников — в этом статусе продолжает функционировать по сей день (в составе римско-католической церкви, конечно). Косвенно именно его освящение повлияло на возникновение праздника всех святых.
Существует теория, что назначение Пантеона в буквальном смысле «храмом всех богов» ошибочно, это его народное прозвание за размещение внутри статуй языческих богов. Общепринято мнение о храме как о выражении культа божественного происхождения императоров эпохи Августа.
Существует научный консенсус, что здание в современном виде было сдано в эксплуатацию в 128-м году нашей эры и это его третья инкарнация. Две предыдущие погибли в пожарах. Впрочем, вносились изменения и в эту, однако, повторюсь, храм является наиболее сохранившимся сооружением Древнего Рима.
Это его самое старое из известных изображений в работе голландского художника XVI века:
Пропорции здания подчинены внутренним геометрическим законам. Диаметр ротонды и высота купола одинаковы и составляют 43,57 метра, таким образом внутреннее пространство вписывается в воображаемый шар — считается, подобное решение имеет дополнительный визуальный эффект в глазах посетителя.
Световое окно (окулус) в крыше имеет диаметр 8,3 метра, определенный специально для «правильного» хождения луча солнца в зимнее и летнее время года. С целью непопадания света через вход храм развернут на север.
В Пантеоне много отсылок к совершенному числу 28 (сумма равна всем его делителям): на куполе 28 лучей, исходящих из окулуса, 28 кессонов каждой окружности, крыша опирается на сложную систему арок и колонн, которых, как не сложно догадаться, 28 — столько месяцев в году в пифагорейском календаре.
Пантеон теперь находится в плотной городской застройке:
Если обойти здание по кругу, можно увидеть своими глазами признаки фантастической старости:
А в кирпичной кладке рассмотреть арки, несущие всю тяжесть здания. Толщина стен в ротонде составляет примерно 6 метров:
С южной стороны к Пантеону примыкают руины языческой базилики Нептуна, еще более старые. Никакого отношения к храму всех богов не имеют:
Ну-с, теперь самое время постоять в очереди под лучиками летнего итальянского солнышка (+35) и попасть внутрь:
На фронтоне, в той части, которую верно назвать фризой, установлены буквы M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT, что следует переводить «Маркус Агриппа сын Люциуса трижды консул построил». Речь о строителе первого варианта Пантеона, фриза считается единственным оригинальным его элементом. Буквы, к слову, были восстановлены по отверстиям в камне.
Колонны серого и рубинового цвета для портика рубили в Египте, везли по Нилу, Средиземному морю и Тибру. Каждая по 60 тонн, так что должны были немного вспотеть:
Капители из местного мрамора, кровля из пиний (разновидность сосны). Ордер коринфский, то есть капители представляют собой распахнувшиеся цветки — это как раз то, что копируется даже в современной неоклассике. Присмотритесь к дворцу профсоюзов в Минске :)
Вход в храм один, по центру портика. По бокам от него ниши, где были расположены статуи:
Вообще оригинальных украшений осталось с гулькин нос. Рим, ясное дело, грабили всякие пришлые, а, кроме того, менялось предназначение здания, какие-то скульптуры или прочие элементы становились неактуальными.
Вход:
Предлагаю сразу разобраться с крышей и окулусом как наиболее сложной составляющей храма. Луч из светового окна, напомню, в теплое время года опускается до нижнего яруса, а 21 апреля падает ровно перед входом. Существует теория, что 21 апреля в лучах солнца тут купался сам император в компании семи статуй богов, расположенных в нишах по кругу. Ну, типа как восьмой бог лично.
Крыша в полотне городской застройки:
Пролет на квадрокоптере над зданием с проникновением в окулус:
Купол Пантеона ОЧЕНЬ тяжелый, 4535 тонн, хотя от яруса к ярусу архитектор использовал все более легкие материалы — от гранита до вулканической пемзы. Купол отлит послойно из римского бетона, причем наполнитель меняется по мере подъема вверх — там и травертин, и туф, и даже битые горшки. Сначала накладывался один горизонтальный слой, потом со сдвигом наливался сверху другой.
Кессоны, то есть углубления с внутренней стороны крыши, предположительно сделаны для облегчения конструкции:
Теперь наполнение. Сейчас под свет из окулуса императоры уже не становятся, но секторальное разделение зала осталось, просто перестроено в XVI веке. Центральное место напротив входа занимает алтарь, ведь Пантеон уже 1400 лет христианский храм:
В нишах ныне могилы двух итальянских королей, художника Рафаэля, а также христианские фрески и картины. Между нишами оборудованы так называемые табернакли, ковчеги для хранения всяких религиозных ценностей. Ценности имеются.
Световой луч, идущий по ротонде:
Статус Пантеона как одного из величайших храмов древности, средоточия высших сил и небесной благодати в день моего посещения был подтвержден самым неожиданным образом — появлением в зале Валерия Меладзе:
День прошел не зря.