Я прожил на Ангарской более 20 лет, которые уложились в несколько политико-экономических эпох: доперестроечную, горбачевскую и раннюю постсоветскую. Все эти годы, сколько помню себя, жители микрорайона ждали двух чудес — кинотеатра и трамвайной линии. Удивительно, но где-то на излете СССР на месте предполагаемого очага искусства появилась строительная техника и строители, и через какое-то время они соорудили… подземный общественный туалет! Туалет был бесплатным, честно пытался работать в интересах посетителей пивного ларька неподалеку, а потом был закрыт. Чудно, что следующий хозяин площадки — инвестор торгового центра Maximus — туалет не разрушил, а вписал в состав комплекса, и он до сих пор служит трудящимся. А трамвай так и не пришел, хотя отдаленные перспективные планы по нему пока не отменены. Более того, городские власти по-прежнему сохраняют для него незастроенный коридор, сберегая безусловно ценную столичную землю. Время отыскать этот коридор на местности!
Понятно, что в общем смысле перспективы развития минского трамвая более чем туманные — сохранить бы имеющееся. К сожалению, остается туманной судьба даже наиболее перспективной и ожидаемой линии в Сухарево (в прошлом году ее успели «отменить», а в последние дни декабря снова «запустить до 2030-го года»), а также ветки в Серебрянку по улице Тростенецкой (которая в отдельные годы казалось ну совсем близкой).
С другой стороны минские власти очень последовательны в деле сохранения зарезервированных участков под коридоры для трамвая и метро. Не так давно я приводил в своем телеграм-канале пример с перекрестком Богдановича и Машерова, который сохранял незастроенное пятно в течение более 40 (!) лет ради кривой малого радиуса перегона третьей линии метро. В 2023-м здесь наконец, похоже, начнутся работы.
В общем, проложить трамвай в Сухарево, Серебрянку и куда он еще планировался технически возможно хотя бы потому, что никому не приходит в голову занять его землю чем-то другим. А придет ли время вернуться к давним планам? Шансы я оцениваю высоко: трамвай обладает рядом неоспоримых преимуществ, поэтому дискуссия о его развитии будет неизбежно возникать.
Что ж, про родную Ангарскую. Среди множества планов она тоже остается в списке «отрамваивания», хотя эти планы всегда относились к категории «отдаленной перспективы». Известная схема таких перспектив перед вами:
Линия на Ангарскую должна завершить полукольцо на юго-восточной стороне города и связать массив с Серебрянкой по наиболее короткому пути. С трассировкой от Серебрянки до Партизанского проспекта в районе станции метро «Автозаводская» все просто и понятно: места сколько угодно. А дальше? А дальше, как в известном анекдоте, слайды.
Это я стою на перекрестке Кабушкина, Радиальной и Партизанского проспекта. На месте автозаправки «Газпромнефть» когда-то уже было трамвайное кольцо, демонтированное в связи с началом строительства подземки:
Это я смотрю на Радиальную, которая уходит отсюда в промзону ТЭЦ-3, Тракторного завода и некоторых других предприятий города:
Радиальная сохраняет забавный артефакт в виде сужения дороги и ее искривления ради обхода двухэтажки музыкальной школы №14. Нет ничего более постоянного, чем временное:
Не отказал себе в удовольствии забежать на улицу Челюскинцев в небольшой квартальчик частного сектора и домиков на 8 квартир начала 50-х годов постройки:
Роскошные виды на градирни теплоэлектроцентрали в моем вкусе:
Я снова на Радиальной. Здесь смотрю в сторону Партизанского проспекта, откуда придет линия трамвая. Здесь же, где и стою, она должна сделать поворот под прямым углом и нырнуть в гущу частного сектора по улице Котовского:
Куда-то сюда:
Вновь откроем карты. По некоторым признакам видно, что на месте будущей линии естественным образом возникли пустыри — например, произошел снос старой усадьбы, а разрешение на продажу участка и строительства новой уже не выдается:
На местности это заметно невооруженным глазом. Вокруг плотно расставлены домики, а тут вдруг пустота:
Крайне важно подчеркнуть, что и строительство башен МАПИД по Одесскому проезду однозначно учитывает интересы трамвая…
Дома расставлены так, чтобы пропустить между ними и линию, и учесть ее предполагаемую санитарную зону. Этот простор не просто так, смотрите сами:
Одесский проезд меняет название на улицу Ушакова и ныряет в пойму уже высохшей речки Словсти (по другим данным Безымянного ручья), притока Свислочи. Здесь та же картина, что и на Котовского: образовались пустыри в коридоре линии.
Русло Словсти и ее берега в этом месте не застроены. Ручей проявляет себя в период таяния снега и после сильных дождей, в мокрые годы возникновением мелких болотцев. По дну протянуты трубы с теплоносителем от ТЭЦ-3 в кварталы Алтайской улицы.
Красиво:
Трасса выходит на перекресток Алтайской и Нестерова. Здесь у строителей трамвая больше всего работы по сносу, фактически вся четная сторона Нестерова заставлена частными усадьбами:
Кроме вот этой точки, где усадьбы были выкорчеваны со строительством многоэтажек в конце 80-х:
Собственно, Ангарская. От перекрестка с одноименной улицей через перекресток с Герасименко и до диспетчерской станции в самом дальнем конце улицы Нестерова зарезервировано место под трамвай. Вот эти дома с обеих сторон строились еще в середине 80-х, однако землю никто не трогает:
Три огроменные прогулочные асфальтированные дорожки, несоразмерные спросу на прогулки у местных жителей, помню, меня очень удивляли в детстве, но потом я узнал, что они тут лежат в ожидании трамвая:
Буду ждать! Я очень терпелив.