Вспомним троллейбус на главных проспектах Минска

Вспомним троллейбус на главных проспектах Минска
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Я выходил из дверей журфака на Московской, 15 после занятий и по обыкновению ехал в центр на Феликс. Выбор был только из троллейбусных маршрутов — второго и сорок третьего. Один начинал свой путь от старого аэропорта, другой с Серова, и до цирка они дублировали друг друга. У цирка 43-й поворачивал на Купалы, двойка же следовала дальше. Троллейбусная сеть на проспекте Скорины (теперь Независимости) была демонтирована в августе 2002-го, к тому времени я даже еще не закончил университет, спустя четыре года «рогатые» ушли со второй по значимости столичной улицы — проспекта Машерова (теперь Победителей). Наверное, это было правильно с эстетической точки зрения, но все-таки частичка города осталась там, в 2002-м. Смотрим фото.

В минских троллейбусах многие годы висели такие вот схемы, позволявшие мне ребенку и после подростку изучать Минск, не выезжая за пределы своего района или привычных маршрутов на вокзал или в центр с родителями. К сожалению, в лучшем качестве не нашел:

Есть такая от 2002-го до снятия проводов (нажмите для увеличения):

Детали, впрочем, не так важны — важна визуализация густоты системы в центре города. Троллейбус ходил не только по центральному проспекту, но и по Интернациональной, и по Володарке, и по Чкалова. Двойка на Московской:

51-й поворачивает с площади Независимости на Московскую, начиная свой маршрут с начальной точки у стен химфака БГУ. После демонтажа сети 51-й, а вместе с ним 27-й и 47-й перебазировались на ДС «Дружная»:

Общественный транспорт ходил по площади по другой схеме. Поток из центра выезжал ближе к Дому правительства, делая круг по периметру:

Конечная остановка 21-го, 39-го и 56-го у ГУМа. После они сворачивали на Городской Вал (Урицкого), затем протискивались на Интернациональную и выскакивали на площадь Свободы. 21-й перекинули на ДС «Городской Вал» и затем закрыли, 39-й сократили до Саперов, а 56-й закрыли сразу.

К вопросу о снабжении вкусными и полезными пирожками трудящихся СССР:

Поворот на Городской Вал:

На Интернациональной:

А это по Ленина на подъезде к ГУМу:

Машина сделала круг по центральным кварталам и вынырнула к площади Свободы:

Рогатые на главной улице города:

Не мог не вставить это фото, потому что на нем виден РАФ маршрутного такси. Когда-то хотел написать о системе перевозок микроавтобусами в советском Минске, но просто не нашел никакой фотофактуры, а тут случайно всплыл такой подарок…

Не спрашивайте, что тут делает Борис Моисеев. 1994-й год:

Площадь Победы еще по сути Круглая, так как снимок сделан до строительства метро. Троллейбусы на месте:

Побитая жизнью двойка проезжает через перекресток с Козлова/Варвашени в сотне метров от своего «дома», троллейбусного депо №1, ныне отданного под застройку ЖК Depo. Конкретно эта машина была построена в 1979-м и отработала по 1998-й:

«Квiтней, краiна саветаў» на доме завода «Ударник» по Красной:

В июле 2006-го года было принято решение снять троллейбусную инфраструктуру с проспекта Победителей. Транспортные энтузиасты города арендовали АКСМ-213, чтобы в последний раз прокатиться по 56-му маршруту от Ленина до Веснянки. Подача машины из депо, проспект у цирка:

В начальной точке. МАЗ-105 еще зеленой раскраски по сотому маршруту идет на обгон:

На площади Свободы:

На различных участках проспекта Победителей:

Прибытие на конечную:

Из этой локации в моем архиве есть еще одно уникальное фото. Это улица Нарочанская, когда деревья были большими: нет не только микрорайона Лебяжий (начнет строиться в 2008-м), но даже «Минск-Арены»:

В сентябре 2006-го было закрыто старейшее троллейбусное депо в квартале Киселева — Красной — Машерова и на этом демонтаж системы в центре Минска был остановлен. Впрочем, ничего особо в центре к тому времени и не осталось.

Вновь на центральный проспект троллейбус вернулся уже в 2022-м году с продлением маршрута №22, проезжающего участок без проводов на аккумуляторном ходу.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎