Удивительное рядом: поездка по «странной» железной дороге Верейцы — Гродзянка

IMG_20140830_102828

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Это на самом деле удивительно: единственная в стране железнодорожная линия общего пользования, где ходят грузопассажирские поезда, находится всего в 100 километрах от Минска. В отличие от своих «собратьев» — глухих участков навроде Воропаево — Друя или Кричев — Шестеровка, здесь сохраняется относительно интенсивное движение, несмотря на очевидную бессмысленность существования этой линии. Вчера я во второй раз совершил путешествие по линии Верейцы — Гродзянка и рассказываю как все прошло.

Описываемый участок — один из двух железнодорожных участков страны, где можно проехать в общем вагоне, используемом в качестве пригородного поезда. Такая же схема на дороге Лынтупы — Крулевщизна, а несколькими годами ранее еще и на маршруте Белоозерск — Брест. В общем, явление очень распространенное в Украине или России, в Беларуси не прижилось: в свое время депо страны успели укомплектовать дизель-поездами и вопрос, на чем перевозить пригородных пассажиров, сам собою отпал.

IMG_20140830_181934

Тем не менее, именно на участке Верейцы — Гродзянка ходит под тепловозом обычный вагон. Вот почему: пригородный поезд на данном участке — так называемый грузопассажирский, то есть одновременно используется как для нужд людей, так и грузов. В одном составе могут идти пассажирские вагоны и хопперы, полувагоны, платформы и проч.

По линии я уже ездил однажды, по-моему, в 2009-м году. На этот раз нашлась пара желающих обкатать ветку, я подбил несколько друзей объединить поездку с грибным походом, и мы отправились.

Здесь надо заметить вот что: расписание на ветки удобное для тех случаев, когда вам есть чем заняться в Гродзянке аж 6 часов. В прошлый раз я укатил из поселка автостопом, не желая ждать так долго. В этот раз мы планировали углубиться в лес, развести костер, попить пивка.

Гродзянка — настоящий медвежий угол. Поселок находится на границе Минской и Могилевской областей в Осиповичском районе, живет здесь всего 400 человек, имеется магазин да школа, клуб и пара колхозов. Ну и, конечно, железнодорожная тупиковая станция!

Утренний заброс на Гродзянку начинается от станции Верейцы Осиповичского хода в 9:24 утра. Чтобы приехать в такое время за 100 километров от Минска, встать надо раненько и уже в 6:50 сесть на электричку в Минске. В Верейцах сохранился чудесный дореволюционный вокзал с колоколом МПС, но отремонтированным залом ожидания. В 9:20 показывается наш поезд — он приходит из Осипович, так как обслуживается местным депо.

IMG_20140830_090745

Увы, грузовых вагонов не видно. Кроме того, сократилось число пассажирских — раньше в летнее время давали 2 штуки, сейчас только 1. Для поездика построена отдельная платформа на третьем пути станции, он останавливается, двери вагона открывает проводница. Внутрь устремляется немалое количество человек, и к окончанию загрузки почти все места оказываются заняты.

Поезд сразу уходит вправо от станции, некоторое время идет параллельно основному ходу, а затем плавно поворачивает вглубь леса. Несмотря на откровенно глухие места и непонятное назначение ветки, содержится все в хорошем состоянии, в частности путь полностью лежит на железобетонных шпалах, остановочные пункты обновлены и покрашены. Вскоре после старта проезжаем о.п.Цель и пересекаем пойму реки Свислочь — поначалу по дамбе черех болотца, а затем по мосту. Говорят, этот мост может стать причиной закрытия ветки — он нуждается в ремонте.

IMG_20140830_095100

Остановок на ветке немного, штук 7. Попадается одна станция, перегоны то длинные, то короткие (общая длина аппендикса — 32 километра), скорость, замеряемая трекером, варьируется в пределах 40-45 километров в час (однажды машинист «втопил» до 57). Спустя 1 час и 2 минуты мы прибываем в Гродзянку — довольно унылый поселок с типовым зданием станции и классическим трехпутным развитием. Остатки грузовой рампы и там-сям просматриваемые рельсы из-под бурьяна говорят о том, что раньше тут все было еще оживленнее.

IMG_20140830_102828

IMG_20140830_161540

Вдалеке видно, как грузят в полувагон лес, наш локомотив М62 отцепляют от вагона и угоняют как раз в ту сторону. Мы же разыскиваем магазин и по рельсам возвращаемся чуть назад, затем углубляемся в лес и разводим костер. Спустя минут 20 мимо нас проносится в сторону Верейцев одиночный локомотив, а еще спустя полчаса возвращается с отрядом цистерн штук 10. Откуда? Где он их взял? Куда повез и для каких нужд? Ну точно эта линия существует не просто так.

Теплый августовский день проходит быстро, мы возвращаемся на станцию. Удивительно: к нашему вагону добавили два грузовых — хоппер и полувагон с тем самым лесом! Поезд трогается от этого чуть более дерганно (хотя это в принципе известная болезнь М62), но едет шустро, и вскоре мы вновь в Верейцах. Успеваю еще запечатлеть проносящийся Штадлер на фоне «поезда из прошлого», что пришел от Гродзянки, и через какое-то время электричка домой.

IMG_20140830_161449

Все!

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Victor Sheryshev

    http://railwayz.info/news/5206
    Оборот станции 10000 вагонов за 7 месяцев. Это неплохие объёмы в общем-то. + В Гродзянке не тупик, ветка идёт дальше к большому асфальтовому заводу вот там тупик

  • Килька Грозная

    Бытулочка пивасика так мило торчит из кармана :)

  • Денис Волков

    касательно непонятного назначения ветки — емнип раньше она была для военных целей (Лапичи, Цель).

  • Sergey

    А фото где?

  • Василий Литвин

    http://www.neftebitum.by/ — вот сюда и отсюда идут цистерны. И в очень большом количестве.
    Так что ветка не бесполезная, завод вовсю работает,

  • IKS_BY

    Вот если бы её продлить до Березино! Вот тут можно хоть настоящие дизели пускать, народу хватит.

  • Сергей Болашенко

    Почему же «очевидную бессмыссленность»?!! Линия очень важная и очень нужная.

    Поездка до Гродзянки в 2011 году: http://infojd.ru/dop/poezdka2011by.html