Это на самом деле удивительно: единственная в стране железнодорожная линия общего пользования, где ходят грузопассажирские поезда, находится всего в 100 километрах от Минска. В отличие от своих «собратьев» — глухих участков навроде Воропаево — Друя или Кричев — Шестеровка, здесь сохраняется относительно интенсивное движение, несмотря на очевидную бессмысленность существования этой линии. Вчера я во второй раз совершил путешествие по линии Верейцы — Гродзянка и рассказываю как все прошло.
Описываемый участок — один из двух железнодорожных участков страны, где можно проехать в общем вагоне, используемом в качестве пригородного поезда. Такая же схема на дороге Лынтупы — Крулевщизна, а несколькими годами ранее еще и на маршруте Белоозерск — Брест. В общем, явление очень распространенное в Украине или России, в Беларуси не прижилось: в свое время депо страны успели укомплектовать дизель-поездами и вопрос, на чем перевозить пригородных пассажиров, сам собою отпал.
Тем не менее, именно на участке Верейцы — Гродзянка ходит под тепловозом обычный вагон. Вот почему: пригородный поезд на данном участке — так называемый грузопассажирский, то есть одновременно используется как для нужд людей, так и грузов. В одном составе могут идти пассажирские вагоны и хопперы, полувагоны, платформы и проч.
По линии я уже ездил однажды, по-моему, в 2009-м году. На этот раз нашлась пара желающих обкатать ветку, я подбил несколько друзей объединить поездку с грибным походом, и мы отправились.
Здесь надо заметить вот что: расписание на ветки удобное для тех случаев, когда вам есть чем заняться в Гродзянке аж 6 часов. В прошлый раз я укатил из поселка автостопом, не желая ждать так долго. В этот раз мы планировали углубиться в лес, развести костер, попить пивка.
Гродзянка — настоящий медвежий угол. Поселок находится на границе Минской и Могилевской областей в Осиповичском районе, живет здесь всего 400 человек, имеется магазин да школа, клуб и пара колхозов. Ну и, конечно, железнодорожная тупиковая станция!
Утренний заброс на Гродзянку начинается от станции Верейцы Осиповичского хода в 9:24 утра. Чтобы приехать в такое время за 100 километров от Минска, встать надо раненько и уже в 6:50 сесть на электричку в Минске. В Верейцах сохранился чудесный дореволюционный вокзал с колоколом МПС, но отремонтированным залом ожидания. В 9:20 показывается наш поезд — он приходит из Осипович, так как обслуживается местным депо.
Увы, грузовых вагонов не видно. Кроме того, сократилось число пассажирских — раньше в летнее время давали 2 штуки, сейчас только 1. Для поездика построена отдельная платформа на третьем пути станции, он останавливается, двери вагона открывает проводница. Внутрь устремляется немалое количество человек, и к окончанию загрузки почти все места оказываются заняты.
Поезд сразу уходит вправо от станции, некоторое время идет параллельно основному ходу, а затем плавно поворачивает вглубь леса. Несмотря на откровенно глухие места и непонятное назначение ветки, содержится все в хорошем состоянии, в частности путь полностью лежит на железобетонных шпалах, остановочные пункты обновлены и покрашены. Вскоре после старта проезжаем о.п.Цель и пересекаем пойму реки Свислочь — поначалу по дамбе черех болотца, а затем по мосту. Говорят, этот мост может стать причиной закрытия ветки — он нуждается в ремонте.
Остановок на ветке немного, штук 7. Попадается одна станция, перегоны то длинные, то короткие (общая длина аппендикса — 32 километра), скорость, замеряемая трекером, варьируется в пределах 40-45 километров в час (однажды машинист «втопил» до 57). Спустя 1 час и 2 минуты мы прибываем в Гродзянку — довольно унылый поселок с типовым зданием станции и классическим трехпутным развитием. Остатки грузовой рампы и там-сям просматриваемые рельсы из-под бурьяна говорят о том, что раньше тут все было еще оживленнее.
Вдалеке видно, как грузят в полувагон лес, наш локомотив М62 отцепляют от вагона и угоняют как раз в ту сторону. Мы же разыскиваем магазин и по рельсам возвращаемся чуть назад, затем углубляемся в лес и разводим костер. Спустя минут 20 мимо нас проносится в сторону Верейцев одиночный локомотив, а еще спустя полчаса возвращается с отрядом цистерн штук 10. Откуда? Где он их взял? Куда повез и для каких нужд? Ну точно эта линия существует не просто так.
Теплый августовский день проходит быстро, мы возвращаемся на станцию. Удивительно: к нашему вагону добавили два грузовых — хоппер и полувагон с тем самым лесом! Поезд трогается от этого чуть более дерганно (хотя это в принципе известная болезнь М62), но едет шустро, и вскоре мы вновь в Верейцах. Успеваю еще запечатлеть проносящийся Штадлер на фоне «поезда из прошлого», что пришел от Гродзянки, и через какое-то время электричка домой.
Все!