Город активно строит третью линию метро, уже замахивается на следующий участок до площади Бангалор (чему я приятно удивлен), но формально остаются и старые планы по продлению двух первых линий — по одному перегону с каждой стороны. Судьба этих станций туманна из-за необходимости развивать более важный центральный участок Зеленолужской, а потом и кольцевой. Тем не менее!
В девяностых и нулевых в минском метро висели фантазийные схемы минского метро, которые давали мне, юному любителю рельсового транспорта, мечтать о светлом будущем. На тех схемах обязательно указывались «проектируемыми» отростки первой линии до спорткомплекса в Уручье и в Красный Бор (которого тогда как района физически не существовало). Теперешняя станция «Малиновка» называлась «Университетом», что предполагало ее посадку ближе к МКАД в сторону городка БГУ на Курчатова. В энциклопедиях еще мелькали станции «Шабаны» и «Щомыслица» — в вагонах их не помню.
Например, схема из вестибюлей минского метро от 1992-го года. Фломастером закрашен участок до «Могилевской» как действующий:
А вот вариант с «Шабанами» и «Щомыслицей»:
Называть эти узлы «проектируемыми» неверно. Никто их никогда не проектировал, не существует даже эскизных изображений платформ как минимум известных публично. Судьба отростков также разная. Например, «Красный Бор» наиболее вероятно будет построен, а вот про «Щомыслицу» и думать нечего, пока не строится соответствующий микрорайон. Он не строится, напомню, из-за запрета на освоение пахотных земель.
Но давайте подробнее.
«Щомыслица»
Эта станция вообще отменена даже на уровне генплана, хотя в направлении нее уже построено по 400 метров обоих тоннелей. За «Малиновкой» они уходят вплоть до МКАД в районе путепровода над шоссе Р1 и предназначены для отстоя восьми составов метро.
«Щомыслица» должна была быть где-то здесь в сердце спального массива:
«Спорткомплекс» («Смоленская»)
С очень давних времен, еще с 60-х годов, минские власти рассматривали восточное (московское) направление в качестве приоритетного в деле развития жилищного строительства. Минск постепенно возвел Уручье, поглотил горпоселок Восточный, выплеснулся на простор массивов Великий Лес. С каждым последующим этапом актуальность станции росла, тем более за ней запланировано второе депо для обслуживания линии.
«Спорткомплекс» (звучит также название «Смоленская») будет между шоссе М2 и улицей Курсанта Гвишиани в непосредственной близости от СК «Уручье».
Никаких сроков относительно станции не называлось. Вероятно, речь может идти в лучшем случае о 2040-х годах.
«Шабаны»
В 2001-м году на открытии «Могилевской» проскальзывала информация от чиновников, что дальше метро пойдет в «Шабаны», причем пойдет по поверхности ради экономии средств. Разумеется, никаких конкретных планов на этот счет на имелось, ведь полным ходом шло строительство до «Каменной Горки» и начинались работы к «Уручью».
Тем не менее, «Шабаны» никогда не снимались с повестки. Даже не столько ради жителей небольшого в общем микрорайона, сколько для вывоза людей, отправляющихся к местам приложения труда в промзону либо пригороды.
Станция должна расположиться в районе перекрестка могилевского шоссе и улицы Селицкого. Место под нее остается зарезервированным в районе универсама «ЗРПТ»:
На данный момент «Шабаны» предполагается открыть в 2040-х годах.
«Красный Бор» («Виленская»)
Велика вероятность, что «Бор» даже будет построен параллельно с ведением третьей линии в Зеленый Луг. Помимо того, что развивается одноименный микрорайон, есть определенные проблемы с нагрузкой конечной на данный момент «Каменной Горкой». «Красный Бор» поможет распределить потоки пассажиров и равномерно загрузить оба комплекса. Кроме того, сделать более гуманным пересадочный узел для людей, отправляющихся в пригороды.
Станция должна расположиться под улицей Притыцкого в районе перекрестка с Брикета и в непосредственной близости от гипермаркета ProStore:
Сделаю осторожное предположение, что она появится уже в 2030-х годах при существующем финансировании и темпах строительства.