Шестеровка. Проехать по самой глухой железнодорожной ветке Беларуси

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В Беларуси и без того не очень много глухих пассажирских железнодорожных веток, так еще и на всех есть ежедневное движение. Кроме двух. Линия Поречье — 7-й километр не действует в зимнее время года, а на линии Кричев — Шестеровка поезд проходит лишь дважды в неделю. В ходе моей вылазки в Могилевскую область появилась возможность прокатиться по богом забытым восточным пределам страны и доехать до Шестеровки.

Чтобы представить удаленность ветки, показываю вам две карты:

Все действующие ЖД-ветки Беларуси. Аппендикс на Шестеровку обведен желтым кругом
Все действующие ЖД-ветки Беларуси. Аппендикс на Шестеровку обведен желтым кругом

На Яндексе ветка выглядит так:

map1

Прозорливый читатель может догадаться, что когда-то Шестеровка не была конечной станцией. Это действительно так. Линия продолжалась в российский Рославль и оставалась действующей еще до начала 2000-х годов. В лучшие времена по ветке курсировало четыре пары дизель-поездов российского депо приписки, но после сокращения пассажиропотока и финансирования со стороны Рославля движение было прекращено.

Вообще проблема трансграничных пригородных поездов известна: ни одна из сторон не хочет оплачивать аренду дороги на чужой территории для местного движения — дичайше нерентабельно. В лучшем случае остается цепочное движение по приграничным станциям, например, Брест — Заболотье — Ковель, Лунинец — Удрицк — Ровно или Полоцк — Алеща — Новосокольники.

Шестеровке не повезло. Здесь и без того всегда было мало людей, а поток через границу вполне переваривается автобусным движением (сохранилось до сих пор). С другой стороны, БЖД решила сохранить движение хотя бы до последней приграничной станции, что иначе как социальными обязательствами объяснить нельзя. Места здесь по нашим меркам настолько глухие, что гонять ради нескольких деревень шестивагонный дизель…

В 2008-м году я уже бывал в Шестеровке с инспекционной поездкой, а в этом решил повторить. Тогда можно было удачно заброситься ночным поездом Гродно — Унеча до станции Кричев, поторчать в вокзале 3 часа и сесть на дизель, однако поезд этот трансформирован в Брест — Коммунары и приезжает в Кричев тогда, когда пригородный на Шестеровку уже ушел.

Остается два варианта — либо ночевка в Могилеве, либо ночной поезд в этот областной центр и дальше дизелем. Во втором варианте на сон хорошо если остается 4 часа.

В 7:40 из Могилева стартует сразу два дизеля в юго-восточном направлении — на Кричев и Жлобин. Наш тот, что слева — ДРБ1 с кабиной управления в одном хвосте и локомотивом М62 в другом. Так сказать, белорусское ноу-хау.

IMG_20141018_072310

В салоне оказываются почти все места заняты, а после станции Луполово под Могилевом и вовсе люди вынуждены стоять в проходах и тамбуре. Давненько такого в Минске не наблюдал.

Будем честны: всякая птица перелетит до середины Днепра в Могилеве

IMG_20141018_080124

К счастью, народ быстро рассасывается. На мелких и крупных станциях сходит множество пассажиров. Вообще по линии Могилев — Кричев развито не только пригородное, но и грузовое движение. Сказывается серьезный заказчик — ОАО «Кричевцементошифер». Грузовой состав с продукцией гиганта встречаем на станции Веремейки.

IMG_20141018_092740

Вскоре за поворотом показывается уже и большой узел Кричев с паровозной базой запаса и серьезным путевым развитием. Станция расположена на окраине города и представления об этом райцентре из окна поезда не получишь.

IMG_20141018_101000

Дизель пустеет. Кроме нашей компании в вагоне остается всего два человека. Машинист объявляет, что поезд дальше проследует до станции Шестеровка, и вскоре слышится гудок отправления. До Шестеровки пригородный ходит лишь дважды в неделю — по субботам и воскресеньям.

IMG_20141018_100935

На 30 километрах пути расположено всего две станции и один остановочный пункт. Первая из них — Кричев-2 — в одноименном поселке:

IMG_20141018_102644

Дальше — о.п. Звезда — платформа посредине леса. Если бы не карта, никогда бы не подумалось, что тут живут люди.

IMG_20141018_132741

Вообще места чрезвычайно глухие! Поезд медленно стучит на стыках, вокруг голый осенний лес и костры каких-то красных кустов в подлеске. Наконец показывается трехпутная станция с рядком грузовых вагонов и краном-лесопогрузчиком. Вот она, легендарная Шестеровка.

Я подсчитал: из поезда вышло 4 человека, не считая нас и кондукторов.
Я подсчитал: из поезда вышло 4 человека, не считая нас и кондукторов.
Вид в сторону Кричева. В российском направлении горит красный светофор, но, говорят, путь не разобран. Местные о грузовом движении на восток ничего не знают.
Вид в сторону Кричева. В российском направлении горит красный светофор, но, говорят, путь не разобран. Местные о грузовом движении на восток ничего не знают.

IMG_20141018_105701

Герб на столбе обозначает приграничный статус станции.
Герб на столбе обозначает приграничный статус станции.

IMG_20141018_105726

Самое скромное расписание в Беларуси. Зал ожидания работает дважды неделю по 3 часа.
На станции иногда есть лесопогрузочные работы
На станции иногда есть лесопогрузочные работы

IMG_20141018_110413

Вечный пассажир Шестеровки - голодная кошка
Вечный пассажир Шестеровки — голодная кошка
Кошка была немедленно спасена лаской и колбасой из Могилеве
Кошка была немедленно спасена лаской и колбасой из Могилева

Два часа стоянки мы решили провести в деревне. Она называется Великий Мох и в давние времена, видимо, была крупным поселением. Сейчас в упадке, напомнило российскую глубинку. Чувствуется влияние восточного соседа на ментальность людей.

IMG_20141018_111330

В глубине поселка можно встретить заброшенные двухэтажные дома
В глубине поселка можно встретить заброшенные двухэтажные дома
Единственное досмотренное место - памятник павшим воинам. Шестеровка была оккупирована в 41-43-м годах
Единственное досмотренное место — памятник павшим воинам. Шестеровка была оккупирована в 41-43-м годах
Клуб. Будут ли сегодня в нем танцы - вопрос открытый
Клуб. Будут ли сегодня в нем танцы — вопрос открытый

IMG_20141018_112525

IMG_20141018_112631

Центр жизни поселка - магазин. Здесь мы были атакованы местным пьяницей, который посоветовал быть осторожным. "Шестеровские пацаны дерзкие", - добавил он.
Центр жизни поселка — магазин. Здесь мы были атакованы местным пьяницей, который посоветовал быть осторожным. «Шестеровские пацаны дерзкие», — добавил он.

IMG_20141018_113523

IMG_20141018_113534

Относительно теплый для октября день, солнце и свежий воздух ускорили время ожидания, и мы вновь отправились на станцию. Дизель уже стоял с открытыми дверями.

Сделали кассу кондуктору — несколько билетов по 16200 рублей до Могилева — и план по выручке сделан!

IMG_20141018_132154

После Кричева вагон вновь стал наполняться людьми и в Могилев приехал полнехоньким. Дальше маршрутка на Минск и в метро до дома. Шестеровка наша!

IMG_20141018_135853

В предыдущей серии:

Удивительное рядом: поездка по «странной» железной дороге Верейцы — Гродзянка
Удивительное рядом: поездка по «странной» железной дороге Верейцы — Гродзянка
▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎