Самая длинная дорога Беларуси. Самая короткая. Самая странная. И еще несколько забавных фактов про шоссе страны

Самая длинная дорога Беларуси. Самая короткая. Самая странная. И еще несколько забавных фактов про шоссе страны
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Еще несколько лет назад мне пришло в голову отмечать все дороги Беларуси, по которым приходилось ездить или ходить пешком. Я завел отдельную карту в конструкторе Яндекса и старательно наносил обкатанные участки после каждого путешествия в глубинку. Эти поездки и отметки собрались в кластер специфических наблюдений, которые можно сгруппировать в отдельный пост для блога. Настал тот час.

В Беларуси 14 трасс класса М (магистральные), порядка 150 класса Р (республиканские) и несколько тысяч Н (местные). Когда-то в отдельную группу выделялись еще дороги категории П (подъездные), но позже они были переведены в местные с назначением номеров в диапазоне 2хххх. Конечно, существуют внеклассные дороги — ведомственные, лесные, сельскохозяйственные, «народные», городские улицы — их я никак никогда не отмечал.

В общем, когда меня спрашивают, где я бывал в Беларуси, я могу показывать эту карту. Везде:

В пригородной зоне Минска почти не осталось шоссе, по которым мне не приходилось ходить или ездить:

Нынешняя классификация и нумерация сформированы в независимые годы. В советское время она была общей для СССР, поэтому на нашей территории были также дороги класса А (межрегиональные), а нумерация магистральных не совпадала с нынешней (например, М10 была М13, а М8 — М20).

Дороги М

Первая трасса, главная транзитная дорога страны М1 еще и самая длинная в Беларуси. Она начинается на границе с Польшей в КПП «Козловичи» на северной объездной Бреста, проходит наискосок всю страну с объездом Минска с южной стороны и заканчивается в КПП «Редьки» на границе России — всего 611 километров. К северу от Орши М1 формирует важнейший транзитный перекресток страны с магистралью М8 (граница России — Витебск — Могилев — Гомель — граница Украины).

М1 является составной частью европейского коридора Е30 (Ирландия, Великобритания, Нидерланды, Германия, Польша, Беларусь, Россия до Омска), а М8 — частью коридора Е95 (Санкт-Петербург — Одесса — турецкий Мерзифон). Ансамбль песни и пляски «Алиса» пел про другую Е95, этот номер раньше принадлежал коридору от норвежского Киркенеса до Ялты, включавшего магистраль М10 Москва — Санкт-Петербург.

Минская кольцевая автомобильная дорога одновременно является городской улицей и шоссе, которое не покидает пределов населенного пункта — белорусской столицы. Отсчет километража на ней начинается от перекрестка с проспектом Независимости — старым выездом в сторону Москвы. Теперь это выезд на дорогу М2 до Национального аэропорта, а также Р53 на Жодино, Борисов, Крупки.

Дороги М11, М12 и часть М1 являются составной частью европейского коридора М85. В советское время они относились к категории А, в постсоветское были «эрками», затем назначены «эмками». При этом дороги эти относятся к «магистралям» скорее формально, так как по своей сути узкие двухполосные шоссе.

Такой же сделана самая новая дорога Беларуси М15, могилевская кольцевая:

Да, трассы М13 в стране нет. Удивительный пример, как на государственном уровне сработала магия несчастливой цифры — после М12 была построена МКАД-2 (М14).

Дороги Р

В Беларуси 152 шоссе категории Р. Возможно, больше, но карты не знают о существовании Р152, Р153 и Р154, хотя знают о Р151 и Р155.

Шоссе Р36 легально заходит на территорию Украины и целых три километра идет по территории другого государства, чтобы выскочить к агрогородку Глушковичи в Лельчицком районе — я подробно рассказывал об этом казусе в отдельном тексте (так же и с локальной дорогой Н11357 в Хотимском районе, она выскакивает в Россию).

На Р37, которая ведет от Мозыря к границе Украины через КПП «Александровка», этот самый контрольно-пропускной пункт расположен до крайней белорусской деревни. Абсолютно уникальная ситуация, я таких больше не знаю.

Р43 является самой длинной дорогой категории Р в стране. Одновременно с этим она одна из старейших в регионе, текущий коридор возник после третьего раздела Речи Посполитой для связи Москвы и Варшавы, но и до раздела она уже была минимум с XVI века. Такая длинная история наложила отпечаток на профиль — по Р43 на десятки километров нет поворотов. Наиболее длинный участок между деревней Селище Слуцкого района и Большим Городищем Ляховичского (около 85 км).

Шоссе Р52 строилось практически с нуля только в связи со стройкой Белорусской атомной станции. Оно разгрузило Островец от автомобильного трафика, который вынужден был бы проходить через райцентр на пути к площадке электростанции.

Также строилось в основном с нуля шоссе Р98 в обход Беловежской пущи. Довольно странный объект, оказавшийся практически невостребованным у автомобилистов, потому что как бы ведет из ниоткуда в никуда:

Р98 должна была обслуживать туристов, направляющихся в Беловежскую пущу от КПП «Песчатка» на польской границе, но и без конфликтов последних двух лет туристы не появились…

Дороги Р129 (от Советской улицы до аэропорта «Гомель») и Р133 (от МКАД Минска до Республиканского интерната ветеранов войны и труда) являются самыми короткими в своей категории: 6,2 и 2,2 километра соответственно. Об Р133 у меня даже был пост.

Еще более уникальная Р150: она всего 8,4 километра длиной и полностью находится в границах Гомеля.

Дороги Р151 и Р155 появились на картах совсем недавно. Это «переназначенные» шоссе категории Н: одно под Витебском, другое под Чечерском.

В Беларуси есть несколько участков на дорогах категории Р с грунтовым покрытием. Я знаю такие на Р86, Р98 и Р132.

Дороги Н

Их в буквальном смысле тысячи… Каждой области выделены сектора в нумерации — по две тысячи на регион. Первый сектор от 1 до 1999 отдан Бресткой области, а вообще-вообще первые «энки» почему-то у Ганцевичского района. Дорога Н1 связывает агрогородок Огаревичи с несколькими деревнями — о ней тоже был отдельный пост как о начале всех шоссе страны.

Крайние номера закреплены за Шкловским районом, а последняя дорога страны Н11623 связывает садоводческое товарищество «Дружба» с садоводческим товариществом «Лотва Диагностический центр» (на карту Яндекса не нанесена, увы).

Практически у каждого района есть свои «энки», которые сложно назвать такими уж локальными. Вопреки правилам они могут даже не менять номер с выходом за пределы своей административной территории. Обычно эти «энки» идут самыми первыми в подкластере номеров, отведенных району, скажем, Н3000 Шарковщина — Дисна (Миорский район):

Особое положение у дороги Н9531 (отдельный пост), которая проходит по территориям Смолевичского, Минского и Дзержинского районов и разрывается в нескольких частях. Дорога является рудиментом довоенной эпохи.

Минскому району выделен диапазон номеров Н8931 — Н9086, причем номера Н9008 — Н9030 пропущены. Подозреваю, город их просто «съел» по мере роста территории, растворил локальные шоссе в сетке улиц.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎