Каменный и деревянный Арзамас. Фотопрогулка

Каменный и деревянный Арзамас. Фотопрогулка
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Третий по величине город Нижегородской области входит в почетную категорию стотысячников, чему в некоторой степени способствовало его выделение в качестве областного центра на короткий период в 50-е годы XX века. Провинциальный Арзамас, известный только выращиванием лука да гусей, получил генеральный план развития, инвестиции и буст числа населения. Эксперимент с дроблением областей, впрочем, быстро свернули, но город уже было не остановить. И сейчас в нем чувствуется определенный размах! Жаль только опоздавший поезд сократил и без того скромное время на знакомство, но я старался.

Цикл: Россия. Приволжский федеральный округ | Оглавление

Развернуть

Регион: Нижегородская область

◉ Нижний Новгород. Центр ← читать!
◉ Нижний Новгород. Соцгород ГАЗ ← читать!
◉ Нижний Новгород. Микрорайон Старое Канавино (в стиле декаданс) ← читать!
◉ Нижний Новгород. Микрорайон завода «Красное Сормово» ← читать!
◉ Нижний Новгород. Метро ← читать!
◉ Арзамас. Несостоявшийся областной центр ← сейчас открыто
◉ Бор. Канатная дорога над Волгой ← читать!
◉ Заволжье. Спутник Нижегородской ГЭС ← читать!
◉ Городец. Древний русский город ← читать!

Регион: Самарская область

◉ Самара. На улицах авиагородка ← читать!

Регион: Саратовская область

◉ Саратов. Вечерняя прогулка ← читать!
◉ Энгельс. Столица поволжских немцев ← читать!

Водитель такси, что вез от вокзала в центр, сразу спросил, нужен ли ЛиАЗ. Вопрос для несведущего человека может показаться странным, но те, кто в теме, поймут сразу.

До 2021-го года Арзамас наряду с Комсомольском-на-Амуре оставался крупнейшим гнездом работающих на линии автобусов 677-й модели (тех, которые «булькали» и которые получили массу хлестских прозвищ типа «Луноход» или даже «Скотовоз»). Сейчас в городе жив лишь один экземпляр, он работает по заказу в туристических целях, так что максимум, как с ним можно было повзаимодействовать, это пофотографировать. Ну, такое есть и в минском музее общественного транспорта, чего уж ехать в Арзамас.

А вот ради чего действительно стоило посетить город, так это архитектура. Бывший областник за столетия мирного существования накопил большое количество каменных и деревянных строений высокой ценности, из которых особо выделяется ансамбль церквей Спасо-Преображенского мужского монастыря:

Окрестные улицы:

В высочайшей степени сохранности дошел до нас и так называемый Гостиный ряд, главная торговая улица старого Арзамаса, практически не утратившая своей функции. Образ ее рядовой застройки усиливается крутым рельефом:

Душевно!

На улице была найдена кофейня, стилизованная под салон того самого ЛиАЗ-677:

Улицей можно выйти на центральную Соборную площадь с ратушей, сквером и громадиной Воскресенского собора. Монументальное здание в классическом стиле как бы накрывает собой окружающую территорию, но не подавляет ее, а придает торжественности. Это красиво:

Вид на центр города из сквера:

Время требовало углубляться в деревянную часть города, чтобы успеть познакомиться с ней. По карте выбор пал на улицу Верхнюю Набережную — карта обещала чуть большую концентрацию исторических усадеб, чем на соседних.

Усадьба Твердова с деревянными колоннами, коих я пока в своей жизни не встречал:

Дальше:

Усадьба Ханыкова также с деревянными колоннами. Мне в комментариях к сторис о ней несколько человек написало, что дом сыграл важную роль в каком-то российском сериале.

Поразительной мощности наличники:

Крыльцо:

Подвалы:

Даже немного жаль, что времени получилось выделить так мало.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎