Длинная пересадка в Абу-Даби позволила краем глаза взглянуть на Эмираты, но, конечно, когда-нибудь я обстоятельно поезжу по этой стране. Первым делом хотелось побывать в мечети шейха Заида, а если останется время, то увидеть что-нибудь еще в Дубае. Увы, времени не осталось, я сел в автобус до столицы соседнего эмирата затемно, а пока добрался, то наступил уж совсем поздний вечер. Впрочем, меня это не смущало, ведь Дубай это город категории альфа+, одна из мировых столиц, должная бурлить круглосуточно. В итоге же родился совсем неожиданный пост, где Дубай надо ругать. Приступаю немедленно!
Поездка: ОАЭ | Иран | Оглавление
Более 50 спортивных дисциплин, ставки до матча и в лайв-режиме, высокие коэффициенты, и все это — в линии букмекерской компании Betera. Отправляйся в путешествие: новые клиенты получают 100 фриспинов и 40 BYN фрибет за регистрацию!
Развернуть
◉ 01 | Мечеть шейха Заида в Абу-Даби как зеркало государственной идеологии успеха Арабских Эмиратов ← читать!
◉ 02 | Одна из попыток Абу-Даби угнаться за Дубаем — искусственный остров Аль-Касир с розовым отелем Rixos Marina ← читать!
◉ 03 | Пара критических слов о Дубае с позиции городского жителя ← сейчас открыто
◉ 04 | Концентрированный высотный район Дубай Марина (русским очень нравится) ← читать!
◉ 05 | Рабоче-крестьянские кварталы Дейра Дубай ← читать!
◉ 06 | Поддельный старый город Дубай ← читать!
◉ 07 | История появления насыпных островов на примере Пальма Джумейра ← читать!
◉ 08 | Отдаленный эмират Фуджейра на берегу Оманского залива ← читать!
◉ 09 | Трущобы Рас-эль-Хаймы ← читать!
◉ 10 | Рыбный рынок главного рыбного города ОАЭ и специальный морской ужин ← читать!
◉ 11 | Скупая природа Эмиратов, мангровый пляж Умм-аль-Кайвайн ← читать!
◉ 12 | Заброшенные ловцы ветра, их устройство и предназначение в Умм-аль-Кайвайне ← читать!
◉ 13 | Безликий город Аджман, столица самого мелкого эмирата ОАЭ ← читать!
◉ 14 | Иракский ужин в Шардже ← читать!
◉ 15 | Бывшее американское посольство в Иране ← читать!
◉ 16 | Утро нового 1403-го года в Тегеране. Пустой центральный рынок ← читать!
◉ 17 | Мировой запас хрусталя во дворце Голестан иранской столицы ← читать!
◉ 18 | Крупнейший в мире кринж-молл Iran Mall ← читать!
◉ 19 | Спальный район Тегерана Теджриш ← читать!
◉ 20 | «Золотой треугольник Ирана»: Исфахан ← читать!
◉ 21 | Молодые метрополитены Ирана на примере некоторых городов ← читать!
◉ 22 | «Золотой треугольник Ирана»: Йезд ← читать!
◉ 23 | «Золотой треугольник Ирана»: Шираз ← читать!
◉ 24 | Самый красивый рынок Ирана, а может и всего мира в Тебризе ← читать!
◉ 25 | Путешествие по Марсу, по окраинам Тебриза ← читать!
По числу населения Дубай, в общем, не такой уж и большой: 3,5 миллиона зарегистрированных душ в самом городе и 4,5 с учетом агломерации. Агломерация, впрочем, достаточно условна, урбанизированновая застройка выплескивается за границы столицы эмирата без каких-либо внешних изменений. Главный пригород Дубая — Джебель-Али — не только связан с ним линией метро, но и является тем местом, где будет усиленно развиваться мегаполис в ближайшие десятилетия.
К чему я это: Дубай, вытянутый вдоль побережья Персидского залива, занимает поразительную площадь в 1610 квадратных километров, а в поперечнике достигает более 60 километров. Город нанизан на три автомобильные магистрали с высоким ограничением скорости, прошит циклопическими развязками, разбит на гигантские кварталы и, в общем, скорее похож на объект из SimCity, чем на привычный урбан. Но Дубай это реальность, да.
Конечно, Дубай частично заложник своего климата. К оглушающей жаре добавляется довольно высокая влажность, обеспечиваемая испарениями Персидского залива. Когда-то на месте мегаполиса были заболоченные и поросшие высокими травами мелководья, опровергающие обывательское мнение о стабильной сухости на низких широтах. Все как раз не так! Период с апреля по октябрь в городе должен быть невыносим, если судить по данным метеорологической станции (сам не пробовал), а передвижение по нему возможно только в кондиционируемом транспорте, какое уж тут гулять пешком или кататься на велике…
В общем, он строился именно из такого расчета: вся жизнь внутри зданий, а дорога между ними исключительно на машине. Лишь в нулевых годах, когда эмират добился очевидного успеха в деле привлечения туристов и экспатов, стало понятно, что без метро не обойтись. И только в десятых местная власть плотно задумалась об инфаструктуре для пешеходов, готовых выходить за пределы микромаршрутов от апартаментов к морю или в магазин — конечно, климат никак не поменялся, но 5-6 месяцев в году Дубай в любом случае позволяет находиться на открытом воздухе. Чем это отличается от зимы в какой-нибудь Москве или Чикаго? Почти ничем.
Однако дело не только в климате. Дубай больше заложник своих же понтов, чем тропической жары. Боже, ну какое метро в городе, где за каждым углом совершаются миллиардные сделки, а на обед дают лобстеров, утопленных в черной икре? Метро-то они построили и строят дальше, особенно в районы массового проживания гастарбайтеров, но я, приехав в город около 22:30, чуть успел на нем добраться в центр, потому что подземка города категории альфа+ закрывается в 23:20!
И наиболее популярная и центральная станция «Дубай Молл / Бурдж Халифа» расположена в километре от, собственно, торгового центра и главного небоскреба планеты. Да, к ним проложен надземный кондиционируемый пешеходный переход, и кто-то в инстаграме мне начал этим фактом аргументировать, мол, смотри, все для людей, а я отвечал, что если вы не способны подвести метро прямо в наиболее посещаемый ТРЦ города, то пригласите тех, кто способен. Потому что город, общественный транспорт и торговля — они для людей, а не «чтобы было, ведь все нормальные люди ездят на машине».
Ладно, Бурдж Халифа реально впечатляет. Это космически крутой невероятный небоскреб, от которого отвисла челюсть:
И вообще пусть в Дубае все словно сгенерированное нейросетью и создано для фотоснимков в инстаграм, миру нужен и такой — для снимков в инстаграм. Но настолько негуманных городов с точки зрения расстояний и удобств «от земли», с позиции шагающего человека, я не видел даже в Америке, где тоже была эпоха увлечения районами для автомобилей, а не двуногих.
Стоит признать, что создавшуюся проблему местные власти осознали, если верить публикациям на эту тему в интернете. Возможно у них получится выстроить какие-то человеческие зоны с обозримыми расстояниями и масштабами — я желаю только удачи. Но это точно будет невозможно, если руководствоваться лишь целью создать впечатление, пустить пыль в глаза, наколотить еще немного понтов. Для городского жителя не это первостепенная ценность — он нуждается только в комфорте.