Молодые метрополитены подсанкционного Ирана

Молодые метрополитены подсанкционного Ирана
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Иран общепринято считать страной-изгоем, обложенной различными санкциями уже более 40 лет. В Иране не работают никакие платежные системы и осложнены международные платежи, практически не представлены бренды крупных публичных компаний за исключением продуктов питания, ограничен доступ к технике и технологиям коллективного Запада. Иран — это «третий путь» как он есть, жизнь с опорой на собственные силы, пусть и не возведенная в абсолют по северокорейскому образцу, но близко. При этом Иран нельзя назвать неразвитой страной. Жизнь ищет возможности при любых обстоятельствах! Вот пример с метро: за четверть века Иран уже построил системы в пяти городах-миллионниках и продолжает их наращивать дальше. Конечно, я катался и набирался впечатлений.

Поездка: ОАЭ | Иран | Оглавление

Более 50 спортивных дисциплин, ставки до матча и в лайв-режиме, высокие коэффициенты, и все это — в линии букмекерской компании Betera. Отправляйся в путешествие: новые клиенты получают 100 фриспинов и 40 BYN фрибет за регистрацию!

Развернуть

◉ 01 | Мечеть шейха Заида в Абу-Даби как зеркало государственной идеологии успеха Арабских Эмиратов — читать!
◉ 02 | Одна из попыток Абу-Даби угнаться за Дубаем — искусственный остров Аль-Касир с розовым отелем Rixos Marina ← читать!
◉ 03 | Пара критических слов о Дубае с позиции городского жителя ← читать!
◉ 04 | Концентрированный высотный район Дубай Марина (русским очень нравится) ← читать!
◉ 05 | Рабоче-крестьянские кварталы Дейра Дубай ← читать!
◉ 06 | Поддельный старый город Дубай ← читать!
◉ 07 | История появления насыпных островов на примере Пальма Джумейра ← читать!
◉ 08 | Отдаленный эмират Фуджейра на берегу Оманского залива ← читать!
◉ 09 | Трущобы Рас-эль-Хаймы ← читать!
◉ 10 | Рыбный рынок главного рыбного города ОАЭ и специальный морской ужин ← читать!
◉ 11 | Скупая природа Эмиратов, мангровый пляж Умм-аль-Кайвайн ← читать!
◉ 12 | Заброшенные ловцы ветра, их устройство и предназначение в Умм-аль-Кайвайне ← читать!
◉ 13 | Безликий город Аджман, столица самого мелкого эмирата ОАЭ ← читать!
◉ 14 | Иракский ужин в Шардже ← читать!
◉ 15 | Бывшее американское посольство в Иране ← читать!
◉ 16 | Утро нового 1403-го года в Тегеране. Пустой центральный рынок ← читать!
◉ 17 | Мировой запас хрусталя во дворце Голестан иранской столицы ← читать!
◉ 18 | Крупнейший в мире кринж-молл Iran Mall ← читать!
◉ 19 | Спальный район Тегерана Теджриш ← читать!
◉ 20 | «Золотой треугольник Ирана»: Исфахан ← читать!
◉ 21 | Молодые метрополитены Ирана на примере некоторых городов ← сейчас открыто
◉ 22 | «Золотой треугольник Ирана»: Йезд ← читать!
◉ 23 | «Золотой треугольник Ирана»: Шираз ← читать!
◉ 24 | Самый красивый рынок Ирана, а может и всего мира в Тебризе ← читать!
◉ 25 | Путешествие по Марсу, по окраинам Тебриза ← читать!

В Иране сейчас девять городов-миллионников и еще один (Керманшах) на подходе либо уже перешел в эту группу. Построено пять систем внеуличного транспорта: четыре традиционных метрополитена (Тегеран, Шираз, Тебриз, Исфахан) в нашем понимании, а также гибрид LRT и городской электрички в Мешхеде. Вторая линия Тегеранского метро, обслуживаемая двухэтажными поездами с верхним токосъемом, заходит в столичный спутник-миллионник Кередж, который сейчас также занят строительством чисто внутреннего метрополитена.

Еще три подземки в стадии проектирования либо строительства — это Ахваз, Кум и уже упомянутый Керманшах.

Понятно, старейший и наиболее развитый в столице, хотя слово «старейший» здесь условное. Тегеранское метро открыто лишь в 1999-м году, хотя с тех пор разрослось до семи линий и 292 километров эксплуатационной длины. Городские власти и дальше строят подземку, строят очень активно, постоянно открывая новые участки и планируя еще четыре линии. План к 2040-му закрыть все потребности Тегерана в скоростном внеуличном транспорте, добавив к метро еще и три ветки трамвая.

Схема расположения линий (здесь и действующие, и будущие) повторяет квадратно-гнездовую планировку города с вытянутым аппендиксом в сторону Кереджа:

Тегеран начал планирование и стройку метро еще до революции 1979-го года, делал паузу на несколько лет, кое-как ее возобновлял. Схема финансирования проекта была самой необыкновенной: управляющая организация получила в управление несколько рудных шахт и предприятий по стране с возможностью направлять извлеченную прибыль в стройку. Впрочем, такой подход не то чтобы себя особо оправдал — объект осваивался медленно, пока не был привлечен связанный китайский кредит и не выбран подрядчик в лице гиганта китайского военпрома NORINCO.

Вестибюль станции Imam Khomeini, неподалеку от которой я снимал гостиничный номер (здесь и далее фото Вики либо UrbanRail):

В основном тегеранское метро выглядит по-европейски и с точки зрения дизайна, и в композиционном смысле: платформы чаще боковые, чем центральные, при этом токосъем через нижний третий рельс.

Но если столичная подземка выглядит и развивается ожидаемо и стандартно, то в регионах все пошло интереснее. Вообще этот пост родился в момент, когда я зашел на станцию метро Исфахана. Сейчас в городе одна линия с 20 станциями, строится вторая и планируется третья линия. Главное, исфаханский метрополитен отражает архитектурную традицию центрального Ирана, ориентированную на декор светлым песочным или красным глиняным клинкером. Это очень красиво, когда ты вдруг попадаешь на станцию метро из кирпича:

Метрополитен Шираза заработал примерно в те же сроки, что и Исфаханский (2015-й против 2014-го года). Но в главном туристическом городе уже две линии, строится еще две, а планируется аж шесть. Строится быстро, система динамична и догоняет потребности города в транспортной связности.

Здесь тоже используется желтый кирпич и раскрывается традиция организации пластичных фасадов. Вообще это была бы отличная тема для блога — показать, какой фантастической красоты фасады делают персы из кирпича, но нельзя объять необъятное. Просто посмотрите на станцию Vakil Roaya:

Также я воспользовался услугами подземки Тебриза, столицы региона Восточный Азербайджан. Этот город считается наиболее «европейским» в Иране. Это отразилось на внешнем виде системы, она такая же сдержанная как и в Тегеране, плюс есть большой надземный участок:

Метро Тебриза заработало в 2015-м году, сейчас одна линия, в плане пять.

Все системы Ирана так или иначе используют китайские технологии, построены с использованием совместного финансирования и силами как китайских, так и иранских специалистов. В моменты открытия «окон» с ослаблением санкций (например, при Обаме), страна получала доступ к некоторым возможностям по закупке отдельных узлов в Европе, чем и пользовалась.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎