Армяне все реже видят невооруженным глазом свой национальный символ — гору Арарат. Гора-то на месте, но с экологией беда: в воздухе пыль, продукты горения, автомобильные выхлопы и выбросы с промышленных предприятий. Раньше удачей считалось увидеть сразу оба Арарата, теперь за всю поездку мне не удалось толком рассмотреть даже Большой. В плане путешествия по стране был учтен одноименный город, спутник цементного завода, наиболее близко расположенный к горе и дающий замечательные сюжеты для съемки заснеженной вершины потухшего вулкана на фоне грустных пятиэтажек, но в итоге пост пришлось писать о дымке. Арарат в нем можно рассмотреть только при большом желании, я дам сигнал, когда вглядываться в монитор.
Цикл: Армения | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Грандиозный Каскад ← читать!
◉ 02 | Вторая линия метро Еревана: один вагончик, один перегон ← читать!
◉ 03 | Северный проспект, своя Немига у Еревана ← читать!
◉ 04 | Планировка армянской столицы, задуманная 100 лет назад. Проспекты, площади, бульварное кольцо, кольцевая дорога ← читать!
◉ 05 | Южная промзона Еревана — пустыри да проститутки ← читать!
◉ 06 | Как и почему умерла железная дорога Армении ← читать!
◉ 07 | Безумный микрорайон Норашен ← читать!
◉ 08 | Пешеходный тоннель Конд под скалой в центре Еревана ← читать!
◉ 09 | Последние фавелы армянской столицы ← читать!
◉ 10 | Восставший после катастрофического землетрясения Спитак ← читать!
◉ 11 | Промышленный центр Алаверди в горах. Химкомбинат-призрак ← читать!
◉ 12 | Город-сад Абовян, идеальный советский город, через который должна была пройти линия маглева ← читать!
◉ 13 | Восхитительный Гюмри. Центр ← читать!
◉ 14 | Черные особняки Гюмри, отличительная черта Александрополя ← читать!
◉ 15 | 58-й микрорайон, супергетто переселенцев из разрушенных домов Ленинакана ← читать!
◉ 16 | По следам разрушенного спитакским землетрясением района Гюмри у «Железного фонтана» ← читать!
◉ 17 | Гюмри. Жизнь самоселов в недостроенном районе Муш-1 ← читать!
◉ 18 | Атомоград Мецамор. История черных лет Армении ← читать!
◉ 19 | Главные курорты страны: Дилижан ← читать!
◉ 20 | Главные курорты страны: Джермук ← читать!
◉ 21 | Главные курорты страны: Севан ← читать!
◉ 22 | На границе Ирана удивительный город Капан ← читать!
◉ 23 | Сталинская застройка Ванадзора (Кировокана) ← читать!
◉ 24 | Горы, снег и хрущевки. Иджеван ← читать!
◉ 25 | Духовный центр Армении Вагаршапат ← читать!
◉ 26 | В поисках ракурсов Арарата в одноименном городе ← сейчас открыто
◉ 27 | Почти пустыня: Арташат ← читать!
◉ 28 | Микрогород Вайк в горах ← читать!
◉ 29 | Ворота в Карабах. Город Горис. Что такое Лачинский коридор ← читать!
◉ 30 | Столица армянского вина Ехегнадзор ← читать!
◉ 31 | Соцгород Раздан. Крупнейшая электростанция страны ← читать!
◉ 32 | Раннее морозное утро в армянском городке Гавар ← читать!
◉ 33 | Армянский Армавир ← читать!
◉ 34 | Впечатляющие каньоны реки Касах ← читать!
◉ 35 | Зачахший промцентр Бюрегаван, спутник хрустальной фабрики ← читать!
◉ 36 | Пешком по городам Армении. Нор Ачин ← читать!
◉ 37 | Пешком по городам Армении. Егвард ← читать!
Арарат на карте:
Город лежит в плодородной долине реки Аракс и окружен виноградниками. Где-то здесь, помню, мне в первую поездку много лет назад показывали заготовительный пункт коньячного завода — машины выгружали ягоды прямо в огромные накопители, откуда по конвейеру они подавались дальше в цех.
Но сам город Арарат возник как центр тяжелой промышленности, он стал спутником цементного завода еще в довоенные годы: сначала в статусе поселка, после горпоселка, наконец, города. Расположение строительства предприятия было выбрано стратегически верно — в непосредственной близости от железной дороги Ереван — Нахичевань — Баку.
Вот она справа:
Последние 30 лет, конечно, линия тупиковая (но со смутными перспективами восстановления по результатам войны 2020-го), хотя движение по ней сохраняется до крайней станции Ерасх. Сохраняется даже пассажирское в виде одного пригородного поезда в сутки.
На улице Спандаряна, ведущей от станции в центр Арарата:
Как и сотни подобных монопоселков бывшего СССР, Арарат начинался кварталами двухэтажек на несколько квартир каждая. Отличие только одно: облицовка туфом. Городку цементников был выдан облицовочный материал глиняных оттенков:
Соблюдены и прочие каноны, в частности, выстроен общественный центр с парком и доминантой в виде дома культуры с колоннами:
Трудящиеся, конечно, снабжались не только духовной продукцией, поэтому тут же на площади бывший универсальный магазин, успешно переживший развал Союза:
Главная улица Арарата носит имя Степана Шаумяна:
Конец февраля на западе Армении выдался теплым и сухим, поэтому и без того полупустынный Арарат выглядел как площадка для съемки какого-нибудь постапокалиптического фильма. Единственное яркое пятно — старенький оранжевый спорткар, удачно припаркованный у торговой точки с цитрусовыми:
Ладно, настало время посмотреть на гору. Вот же она, смотрите внимательно ?
Пыль является одним из факторов образования мутной дымки. Дело не только в естественных особенностях местного климата и грунта. Ереван последние десять лет активно строится, но культура организации рабочего процесса остается на невысоком уровне — в частности, не принимаются никакие меры по борьбе с пылью. Кроме того, добыча природных строительных материалов, работа таких предприятий как цементный завод в Арарате, все это добавляет свою порцию взвеси в воздух.
Ереван и его пригороды, например, город Арарат, большую часть года погружены в облако мелкодисперсных частиц, плохо раздуваемых в горном ландшафте. Огромную роль играет транспорт, чревычайно высокая автомобилизация населения на фоне почти полностью уничтоженного транспорта общественного. В Арарат можно было бы приехать на поезде, но поездов нет.
Страна недостаточно борется с проблемой, так как с годами она только ухудшается. Даже я, в общем абсолютно невосприимчивый к плохому воздуху, в Армении жаловался на першение и сухость в горле, порожденные растворенной в атмосфере пылью.
Так что совет местных пацанов из Аратата подскочить к одной деревеньке неподалеку, откуда открывается вообще обалденный вид на гору, оказался бессмысленным. Ни ближе, ни где бы то ни было еще посмотреть на национальный символ страны в этот раз не удалось.