С 1976-го года в Армении работает единственная в Закавказском регионе атомная станция. Из двух блоков в строю лишь один, его установленная электрическая мощность составляет всего 407,5 МВт, используется реактор ВВЭР-440. Станция является постоянным предметом дискуссии о безопасности, это усугубляется высоким сейсмическим потенциалом армянского нагорья, хотя испытание Спитакским землетрясением она выдержала достойно. По советской традиции атомной станции был положен свой атомоград, поселение-спутник для работников предприятия — им стал десятитысячник Мецамор в декорациях «Безумного Макса». Пустыня, здания-призраки, вдалеке цех ядерного реактора и пар из градирен. Безжизненное высохшее пространство, не хватает только перекати-поля!
Цикл: Армения | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Грандиозный Каскад ← читать!
◉ 02 | Вторая линия метро Еревана: один вагончик, один перегон ← читать!
◉ 03 | Северный проспект, своя Немига у Еревана ← читать!
◉ 04 | Планировка армянской столицы, задуманная 100 лет назад. Проспекты, площади, бульварное кольцо, кольцевая дорога ← читать!
◉ 05 | Южная промзона Еревана — пустыри да проститутки ← читать!
◉ 06 | Как и почему умерла железная дорога Армении ← читать!
◉ 07 | Безумный микрорайон Норашен ← читать!
◉ 08 | Пешеходный тоннель Конд под скалой в центре Еревана ← читать!
◉ 09 | Последние фавелы армянской столицы ← читать!
◉ 10 | Восставший после катастрофического землетрясения Спитак ← читать!
◉ 11 | Промышленный центр Алаверди в горах. Химкомбинат-призрак ← читать!
◉ 12 | Город-сад Абовян, идеальный советский город, через который должна была пройти линия маглева ← читать!
◉ 13 | Восхитительный Гюмри. Центр ← читать!
◉ 14 | Черные особняки Гюмри, отличительная черта Александрополя ← читать!
◉ 15 | 58-й микрорайон, супергетто переселенцев из разрушенных домов Ленинакана ← читать!
◉ 16 | По следам разрушенного спитакским землетрясением района Гюмри у «Железного фонтана» ← читать!
◉ 17 | Гюмри. Жизнь самоселов в недостроенном районе Муш-1 ← читать!
◉ 18 | Атомоград Мецамор. История черных лет Армении ← сейчас открыто
◉ 19 | Главные курорты страны: Дилижан ← читать!
◉ 20 | Главные курорты страны: Джермук ← читать!
◉ 21 | Главные курорты страны: Севан ← читать!
◉ 22 | На границе Ирана удивительный город Капан ← читать!
◉ 23 | Сталинская застройка Ванадзора (Кировокана) ← читать!
◉ 24 | Горы, снег и хрущевки. Иджеван ← читать!
◉ 25 | Духовный центр Армении Вагаршапат ← читать!
◉ 26 | В поисках ракурсов Арарата в одноименном городе ← читать!
◉ 27 | Почти пустыня: Арташат ← читать!
◉ 28 | Микрогород Вайк в горах ← читать!
◉ 29 | Ворота в Карабах. Город Горис. Что такое Лачинский коридор ← читать!
◉ 30 | Столица армянского вина Ехегнадзор ← читать!
◉ 31 | Соцгород Раздан. Крупнейшая электростанция страны ← читать!
◉ 32 | Раннее морозное утро в армянском городке Гавар ← читать!
◉ 33 | Армянский Армавир ← читать!
◉ 34 | Впечатляющие каньоны реки Касах ← читать!
◉ 35 | Зачахший промцентр Бюрегаван, спутник хрустальной фабрики ← читать!
◉ 36 | Пешком по городам Армении. Нор Ачин ← читать!
◉ 37 | Пешком по городам Армении. Егвард ← читать!
Мецамор стоит на автомобильной трассе М-5, соединяющей Ереван с Армавиром и границей Турции по реке Аракс. Шоссе заканчивается мостом, но, разумеется, трансграничного движения нет уже более 30 лет. М-5 проходит по южной стороне Мецамора и отделено от жилой застройки сквером.
Слева кварталы, справа сквер и трасса:
Лицо Мецамора сложено вытянутыми в плане пятиэтажками с облицовкой туфом разного цвета, а также двухсекционными девятиуровневыми столбиками. Между зданий объекты соцкультбыта, часто не вовлеченные в хозоборот.
Также с трассы видна главная площадь: на ней здание власти, дом культуры, почтовое отделение, поодаль школа и гостиница. Ввиду отсутствия зелени и хардкорного кронирования деревьев все выглядит чрезвычайно запущенным:
Наиболее благоустроенное место у хачкара:
Гостиница, похоже, превращена в общежитие и частично пустует. Остекленные лестничные марши с выбитыми стеклами, на заднем дворе брошенная разбитая машина, всюду граффити:
Улица, выходящая от центральной площади вглубь застройки. Названий в городе нет, дома имеют адреса типа Мецамор, 28:
Время прогуляться по дворам! Уже даже не было неожиданностью обнаружить припаркованный у подъезда ЛАЗ — такое ощущение, что армянский город просто не может существовать без брошенного автобуса производства Львовского автомобильного завода.
Памятник жителю Мецамора, погибшему в так называемой «Четырехдневной войне» в апреле 2016-го года:
В феврале-марте 1989-го года правительство республики приняло решение остановить оба блока атомной станции, опасаясь неконтролируемой ситуации в случае повторного землетрясения. Один из блоков при этом подвергся различного рода испытаниям, потребовавших физического внедрения в конструкцию реактора с безвозвратной потерей некоторых узлов. Запуск его теоретически возможен при проведении дорогостоящего ремонта.
В 1991-м распался Советский Союз, разгорелся карабахский конфликт, ставший причиной закрытия границ с Азербайджаном и Турцией. Армения оказалась почти в полной блокаде и начала испытывать острый дефицит энергии, приведший в свою очередь к промышленному и экономическому кризису в целом, а также гуманитарной катастрофе, наиболее ярко проявившейся в Ереване. 92-й и 93-й называют «черными годами Армении», когда для отопления жилищ сжигались домашние библиотеки, мебель, вырубались городские парки и скверы. От переохлаждения в 1993-м в своей квартире умер народный артист СССР Фрунзик Мкртчян… Подробнее об этом периоде читайте здесь.
…Вышел на окраину в сторону станции. В абсолютно пустынном антураже еще один хачкар с кучей камней. Понять, в честь чего он установлен, без знания армянского языка невозможно.
Там, вдалеке, пар от градирен атомной станции — залог энергетической безопасности маленького кавказского государства: