Приехать в Ереван, чтобы гулять по промзоне — это кайф

Приехать в Ереван, чтобы гулять по промзоне — это кайф
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Армения в целом и Ереван в частности в советское время были развитыми промышленными центрами, однако с распадом СССР, закрытием двух из четырех границ соседних государств, энергетическим кризисом начала 90-х страна прошла путь деиндустриализации, растеряв экономический потенциал. На юге столицы расположена гигантская промзона, сформированная вокруг теплоэлектроцентрали и каучукового завода «Наирит». В этой промзоне находится еще несколько десятков круных и мелких предприятий, как работающих с советских времен, так и заброшенных или перепрофилированных. Прошелся я по промзоне бессистемно, не имея никакого конкретного плана, ни за какими объектами специально не охотился и вообще брел по принципу «куда глядят глаза». Кое-чего интересного в объектив Redmi Note 11 Pro+ попалось, тем и делюсь с вами.

Цикл: Армения | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Грандиозный Каскад ← читать!
◉ 02 | Вторая линия метро Еревана: один вагончик, один перегон ← читать!
◉ 03 | Северный проспект, своя Немига у Еревана ← читать!
◉ 04 | Планировка армянской столицы, задуманная 100 лет назад. Проспекты, площади, бульварное кольцо, кольцевая дорога ← читать!
◉ 05 | Южная промзона Еревана — пустыри да проститутки ← сейчас открыто
◉ 06 | Как и почему умерла железная дорога Армении ← читать!
◉ 07 | Безумный микрорайон Норашен ← читать!
◉ 08 | Пешеходный тоннель Конд под скалой в центре Еревана ← читать!
◉ 09 | Последние фавелы армянской столицы ← читать!
◉ 10 | Восставший после катастрофического землетрясения Спитак ← читать!
◉ 11 | Промышленный центр Алаверди в горах. Химкомбинат-призрак ← читать!
◉ 12 | Город-сад Абовян, идеальный советский город, через который должна была пройти линия маглева ← читать!
◉ 13 | Восхитительный Гюмри. Центр ← читать!
◉ 14 | Черные особняки Гюмри, отличительная черта Александрополя ← читать!
◉ 15 | 58-й микрорайон, супергетто переселенцев из разрушенных домов Ленинакана ← читать!
◉ 16 | По следам разрушенного спитакским землетрясением района Гюмри у «Железного фонтана» ← читать!
◉ 17 | Гюмри. Жизнь самоселов в недостроенном районе Муш-1 ← читать!
◉ 18 | Атомоград Мецамор. История черных лет Армении ← читать!
◉ 19 | Главные курорты страны: Дилижан ← читать!
◉ 20 | Главные курорты страны: Джермук ← читать!
◉ 21 | Главные курорты страны: Севан ← читать!
◉ 22 | На границе Ирана удивительный город Капан ← читать!
◉ 23 | Сталинская застройка Ванадзора (Кировокана) ← читать!
◉ 24 | Горы, снег и хрущевки. Иджеван ← читать!
◉ 25 | Духовный центр Армении Вагаршапат ← читать!
◉ 26 | В поисках ракурсов Арарата в одноименном городе ← читать!
◉ 27 | Почти пустыня: Арташат ← читать!
◉ 28 | Микрогород Вайк в горах ← читать!
◉ 29 | Ворота в Карабах. Город Горис. Что такое Лачинский коридор ← читать!
◉ 30 | Столица армянского вина Ехегнадзор ← читать!
◉ 31 | Соцгород Раздан. Крупнейшая электростанция страны ← читать!
◉ 32 | Раннее морозное утро в армянском городке Гавар ← читать!
◉ 33 | Армянский Армавир ← читать!
◉ 34 | Впечатляющие каньоны реки Касах ← читать!
◉ 35 | Зачахший промцентр Бюрегаван, спутник хрустальной фабрики ← читать!
◉ 36 | Пешком по городам Армении. Нор Ачин ← читать!
◉ 37 | Пешком по городам Армении. Егвард ← читать!

Промзона Еревана лежит в Араратской долине, что обеспечивает очень спокойный рельеф, практически нулевой перепад высот, что весьма ценно для армянской столицы. В заводские кварталы заходит линия метро, поезда делают остановку на надземной станции «Горцанараин» («Заводская») в непосредственной близости от проходной каучукового завода:

Непосредственно к метро прилегают территории предприятий «АйКабел» (нагуглить не удалось, но, с большой вероятностью, производство кабельной продукции) и «Ерхимшин» (строительная компания с корнями в глубокий СССР):

Отель с претенциозным названием «Рай» и богатыми львами на входе. Вызывает некоторый диссонанс с окружающей обстановкой:

Улица Таманцинери, по которой я углублялся в промзону, имеет несколько полос для движения в обе стороны. Трафик огромный, поэтому и наличие подземного перехода в наиболее людном месте объяснимо. Слева здание «Ереванского государственного технологического колледжа», через дорогу от него комплекс завода «Наирит», для которого и готовило специалистов учреждение средне-специального образования.

«Наирит» был химическим гигантном не только в государственном, но даже планетарном масштабе. В лучшие годы это предприятие занимало до 12% мирового рынка каучука, выпуская в месяц до тысячи тонн продукции. После распада СССР завод несколько раз останавливался, переходил из рук в руки, возвращался в собственность государства и в конце концов окончательно остановился в 2016-м году.

Теперь у его корпусов ошиваются «плечевые»:

Через дорогу территория ереванского шинного завода, некогда крупного производителя покрышек для легковых и грузовых автомобилей, тракторов. Советские автолюбители их не любили за низкое качество, но выбора зачастую не было — брали, что дают. Теперь от шинного завода не осталось ничего, причем не осталось в буквальном смысле: он снесен.

Газонаполнительная станция:

Железнодорожная ветка, обслуживающая промзону. Все крупные предприятия обеспечены связью с внешним миром по железной дороге, промышленная территория буквально прошита рельсами:

На перекрестке проспекта Арцаха и улицы Арин Берда. Некое административное здание, наверняка бывшее заводоуправление, теперь помечено как «бизнес-центр»:

Недострой цеха:

Чем дальше по индустриальной территории, тем тише и безнадежнее вокруг. Ни одна карта ничего не знает о предназначении этих зданий:

Слева, думаю, гигантский холодильник:

Вообще какая-то жизнь тут есть, так как изредка проезжают машины, а Google Maps показывает ряд мелких арендаторов — изготовителей мебели, предметов декора, станций технического обслуживания.

Определенно живой элеватор:

Авторазборки, рембазы, прочее автомобильное хозяйство… На заднем плане Эребунский жилой массив:

Кто-то забыл вагон-дозатор:

В целом промзона за пределами центральных улиц оставляет впечатление малоактивной. Где-то здесь я еще умудрился наткнуться на поселение цыган, но фотографировать не стал:

Финальный кадр посвящен Арташатскому мелиоративному каналу:

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎