Люблю метро, рельсовый общественный транспорт, железную дорогу и все необычное с этим связанное. Гомельское метро, поезд из Барановичей в Монте-Карло без пересадки, подземный трамвай в Кривом Роге или деревня под глиссадой минского аэропорта это мое. Поэтому вопрос, ехать ли кататься на второй линии метро Еревана, даже не стоял. Один перегон, одна станция, один (!) вагон в составе — где такое еще увидишь? А уж какая нетривиальная история возникновения этого добра, м-м-м.
Цикл: Армения | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Грандиозный Каскад ← читать!
◉ 02 | Вторая линия метро Еревана: один вагончик, один перегон ← читать!
◉ 03 | Северный проспект, своя Немига у Еревана ← читать!
◉ 04 | Планировка армянской столицы, задуманная 100 лет назад. Проспекты, площади, бульварное кольцо, кольцевая дорога ← читать!
◉ 05 | Южная промзона Еревана — пустыри да проститутки ← читать!
◉ 06 | Как и почему умерла железная дорога Армении ← читать!
◉ 07 | Безумный микрорайон Норашен ← читать!
◉ 08 | Пешеходный тоннель Конд под скалой в центре Еревана ← читать!
◉ 09 | Последние фавелы армянской столицы ← читать!
◉ 10 | Восставший после катастрофического землетрясения Спитак ← читать!
◉ 11 | Промышленный центр Алаверди в горах. Химкомбинат-призрак ← читать!
◉ 12 | Город-сад Абовян, идеальный советский город, через который должна была пройти линия маглева ← читать!
◉ 13 | Восхитительный Гюмри. Центр ← читать!
◉ 14 | Черные особняки Гюмри, отличительная черта Александрополя ← читать!
◉ 15 | 58-й микрорайон, супергетто переселенцев из разрушенных домов Ленинакана ← читать!
◉ 16 | По следам разрушенного спитакским землетрясением района Гюмри у «Железного фонтана» ← читать!
◉ 17 | Гюмри. Жизнь самоселов в недостроенном районе Муш-1 ← читать!
◉ 18 | Атомоград Мецамор. История черных лет Армении ← читать!
◉ 19 | Главные курорты страны: Дилижан ← читать!
◉ 20 | Главные курорты страны: Джермук ← читать!
◉ 21 | Главные курорты страны: Севан ← читать!
◉ 22 | На границе Ирана удивительный город Капан ← читать!
◉ 23 | Сталинская застройка Ванадзора (Кировокана) ← читать!
◉ 24 | Горы, снег и хрущевки. Иджеван ← читать!
◉ 25 | Духовный центр Армении Вагаршапат ← читать!
◉ 26 | В поисках ракурсов Арарата в одноименном городе ← читать!
◉ 27 | Почти пустыня: Арташат ← читать!
◉ 28 | Микрогород Вайк в горах ← читать!
◉ 29 | Ворота в Карабах. Город Горис. Что такое Лачинский коридор ← читать!
◉ 30 | Столица армянского вина Ехегнадзор ← читать!
◉ 31 | Соцгород Раздан. Крупнейшая электростанция страны ← читать!
◉ 32 | Раннее морозное утро в армянском городке Гавар ← читать!
◉ 33 | Армянский Армавир ← читать!
◉ 34 | Впечатляющие каньоны реки Касах ← читать!
◉ 35 | Зачахший промцентр Бюрегаван, спутник хрустальной фабрики ← читать!
◉ 36 | Пешком по городам Армении. Нор Ачин ← читать!
◉ 37 | Пешком по городам Армении. Егвард ← читать!
Несмотря на то, что Ереванский метрополитен был открыт на три года раньше минского, до развала СССР город успел построить только девять станций. Первый участок из четырех штук строился аж десять лет — сначала как внеуличный трамвай в дополнение к традиционной наземной системе, а после уже как полноценная подземка. У Еревана очень сложный рельеф, плотная застройка, большинство тоннелей глубокого заложения. Короче, было сложно.
Вот станция «Дружба», рядом с которой нашелся хороший ночлег:
На юге города поезда выходят на поверхность и следуют в коридоре железной дороги. Станция «Горцанараин»:
И ее выход к промзоне, о которой будет отдельный пост:
В 90-х и особенно в нулевых ереванское метро пережило тяжелый кризис и значительное снижение пассажироптока, обусловленное несколькими причинами. Сейчас стало лучше, по ощущениям подземка пользуется умеренной популярностью, вагоны пустыми не ходят.
Впрочем, вагонов в составе всего два или три. Или даже один!
В 1996-м Ереван взял и запустил целую линию метро ? От действующей станции «Шенгавит» организовано челночное движение до платформы «Чарбах», расположенной на территории депо. Этот запуск был ответом на запрос трудящихся, нелегально (!) пользовавшихся служебными рейсами, направлявшимися на ночевку или ремонт. В этом вся Армения!
На станциях перегон выделяется отдельным синим цветом как отдельная линия, что полностью соответствует советской традиции колорирования схем подземок:
Более того, уже существуют планы продления ветки в аэропорт:
Да и в целом перегон соответствует уровню конкретно линии, а не вилки на единственном маршруте. Направление на «Чарбах» обслуживается отдельным составом, то есть требуется сделать пересадку, которая осуществляется с платформы станции «Шенгавит». На нее подается модернизированный мытищинский вагон с двумя кабинами управления:
Движению поездов это никак не мешает, так как интервалы в Ереване большие.
Дальше самое интересное: вагон выезжает из-под земли по служебно-соединительной ветви и, выписывая немыслимые для магистральной линии зигзаги, закатывается на территорию депо и прибывает к своему «Чарбаху».
Интервал вагона что-то порядка 15 минут, что вполне неплохо для рельсового транспорта в городе. И люди пользуются — все сидячие места и туда, и обратно были заняты.
Обратно еще лучше. Вагончик на платформе дожидается состав первой линии. Нужно просто пересесть и ехать дальше (за качество фото сорри, снималось на ходу при недостаточном освещении):
В общем, это почти полноценная линия метро, самая странная линия на территории бывшего СССР. Класс!
P.S. В Ереване абсолютно параноидальное отношение к фотографиям в подземке. Обязательно нарисуется полицейский и прикажет все удалить (но про «Корзину» в смартфоне пока не знает, пользуйтесь).