Монако: их социальное жилье, местные Шабаны

Монако: их социальное жилье, местные Шабаны
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В Монако свободная земля закончилась еще сто лет назад, поэтому страна постоянно ищет способы увеличивать площади под коммерческую и жилую застройку. Например, была проведена титаническая работа по уборке железнодорожного вокзала под землю (об этом пост завтра), перестроены улицы, нарощена этажность возводимых кондоминиумов. Прямо сейчас строители заняты освоением шести новых гектаров страны, отвоеванных у моря в районе Монте-Карло. Был у Монако и свой «проект века»: невероятная по масштабам борьба за 22 гектара будущего микрорайона Фонвьей. Страна поставила на кон почти все свои сбережения и ввязалась в стройку длиной в четверть века (!) ради решения жилищного вопроса. Фонвьей стал своеобразными «Шабанами» — на окраине, для нуждающихся, типовой и более или менее недорогой. Спальный район в одной из самых богатых стран мира перед вами.

Цикл: Карликовые государства | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Сан-Марино. Столица. Возникновение карлика и его странное политическое устройство ← читать!
◉ 02 | Сан-Марино. Борго-Маджоре. Экономика республики ← читать!
◉ 03 | Сан-Марино. Серравалле. Натурализация и сила паспорта ← читать!
◉ 04 | Сан-Марино. Догана. Социалочка для местных ← читать!
◉ 05 | Ватикан. Нюансы границы Святого Престола ← читать!
◉ 06 | Ватикан. Собор святого Петра: пышность и монументальность как главный аргумент для прихожан ← читать!
◉ 07 | Ватикан. Устройство папской железной дороги ← читать!
◉ 08 | Мальтийский Орден. Дворец наногосударства в Риме. Как выглядит посольство Ордена в Минске ← читать!
◉ 09 | Монако. Социальное жилье, местные Шабаны ← сейчас открыто
◉ 10 | Монако. Подземный вокзал станции Монте-Карло ← читать!
◉ 11 | Лихтенштейн. Столица. Образование карликового княжества ← читать!
◉ 12 | Лихтенштейн. Тризен. Пасторали альпийской провинции ← читать!
◉ 13 | Лихтенштейн. Шан. Как получить местный паспорт ← читать!
◉ 14 | Люксембург. Столица. Мост Адольфа и виадук через каньон ← читать!
◉ 15 | Люксембург. Столица. Знакомство с самой богатой страной Европы ← читать!
◉ 16 | Люксембург. Дифферданж. Индустриальный расцвет герцоргства ← читать!
◉ 17 | Люксембург. Эш-Сюр-Альзетт. Это просто красиво ← читать!
◉ 18 | Люксембург. Дюделанж. Система бесплатного транспорта в стране. Позитивная маятниковая миграция ← читать!
◉ 19 | Люксембург. Беттамбур. Система перехватывающих бесплатных парковок ← читать!
◉ 20 | Люксембург. Провинция в самой богатой стране Евросоюза ← читать!
◉ 21 | Люксембург. Вианден. Наиболее живописный город герцогства ← читать!
◉ 22 | Люксембург. Дикирх. Вопросы натурализации в стране ← читать!
◉ 23 | Люксембург. Юнглинстер. Внешний вид и цены в квартале новостроек ← читать!
◉ 24 | Андорра. Столица. Лютая история про уроженца Вильнюса, который стал королем страны ← читать!
◉ 25 | Андорра. Эскальдес. Цена на выпивку в Андорре. Страна-дьюти-фри ← читать!

Если посмотреть карту расширений Монако в сторону моря с 1880-го года по сей день, то видно, что Фонвьей (левый нижний угол) — самое большое приобретение государства:

При этом ни одно из расширений не давалось легко. Монако стоит на глубоком берегу Лигурийского моря, местами дно расположено аж на 40 метрах. Фонвьей в принципе строился на пределе технических возможностей своего времени. Так это выглядит сейчас: дамба ограждает планируемый к освоению участок, из него высасывается вода, засыпается песком, отходами каменоломен, утрамбовывается и застраивается:

А так начинался район в 1966-м году:

Для обустройства дамбы, отсекающей площадку от открытого моря, понадобилось 7 миллионов тонн породы. Для засыпки образовавшейся ямы еще больше! Укатывали ее аж до 1973-го года.

Надо сказать, работа была проведена впечатляющая, хотя вплоть до окончания изготовления песчаной подушки все делалось за счет частного инвестора. У инвестора были планы сделать на месте Фонвьея что-то типа делового центра с высокими стеклянными столбиками, причем существовал на бумаге и проект дальнейшего расширения участка аж до 40 гектаров.

Но в итоге судьбу проекта решил правивший тогда Ренье III. Он выкупил участок у инвестора и предложил спроектировать район для своих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Площадка пустовала 7 лет, первый камень был заложен в 1980-м.

Работы продолжались до 1992-го года. Среди наиболее крупных объектов — стадион имени Луи II. Он был снесен для строительства торгового центра, а новый возведен на отвоеванном участке моря, причем его поле приподнято над парковкой ради экономии места.

Финальный вид района. Торговый центр виднеется справа:

Вот я возле него:

Существует уже утвержденный проект по его глубокой перестройке и наращиванию этажности, возведению футуристичных озелененных террас и связью с горной частью княжества канатной дорогой.

Торговый центр отделен от жилых кварталов улицей имени Альбера II. Через полотно перекинут мостик, оборудованы эскалаторы на подъем (в день моего приезда не работали):

Главная улица микрорайона называется avenue des Papalins. Не знаю как перевести, потому что необходимо понимать контекст — это может быть и в честь мелкой рыбешки, и в честь Папы Римского.

Дома в Фонвьее нельзя назвать типовыми, потому что по структуре это монолитное бескаркасное жилье. Да, дома выдержаны в едином стиле. Все богато озеленено:

В Монако настолько мягкий климат, что здесь успешно выживают бананы и даже преспокойно плодоносят:

Примерно четверть территории отдана под общественную зону под открытым небом, включающую сквер с фонтаном, розарий и шатер цирка. Такая свобода от застройки просто фантастическое богатство по меркам Монако:

И этажность весьма сдержанная. Вот это, вроде, самый высокий дом:

Общественно-административный центр сложен из школы, католического храма святого Николая, служб спасения. Есть еще один небольшой торговый центр и парочка офисных.

Также в Фонвьее расположен гелипорт Монако с регулярным рейсом в Ниццу и чартерами по Лазурному берегу. Есть набережная, под которую спрятана автомобильная улица:

Та самая дамба, с которой начинался район:

Строительство микрорайона позволило оборудовать тихий залив с северо-восточной стороны и построить новый порт для частных судов прогулочного назначения. Фонвьей обзавелся парковкой яхт:

Ну а первые этажи зданий заняли магазины, рестораны и разного рода кабинеты услуг. Получилось довольно мило и уютно, хотя и кажется несколько архаичным из-за этих вот аркад:

В целом район полюбился местным и органично вписался в тело микространы, воюющей за каждый метр площади.

Хорошая работа.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎