В прошлом тексте о Люксембурге я рассказал об опыте внедрения полностью бесплатного общественного транспорта в стране. Герцогство стремится снизить долю поездок на личных автомобилях и пересадить часть подданных в трамваи и поезда. За два года, что длится эксперимент, особых успехов пока нет, но страна следует стратегии, рассчитанной на несколько лет. Надеюсь, у них все получится и опыт Люксембурга вдохновит другие страны. Тем не менее, никто не питает ложных иллюзий относительно привлекательности поездок в салоне собственного автомобиля — выкурить из него трудящихся часто проще кнутом, чем пряником. С пряником понятно: все бесплатно, чисто и красивые новые трамваи. Где же кнут?
Цикл: Карликовые государства | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Сан-Марино. Столица. Возникновение карлика и его странное политическое устройство ← читать!
◉ 02 | Сан-Марино. Борго-Маджоре. Экономика республики ← читать!
◉ 03 | Сан-Марино. Серравалле. Натурализация и сила паспорта ← читать!
◉ 04 | Сан-Марино. Догана. Социалочка для местных ← читать!
◉ 05 | Ватикан. Нюансы границы Святого Престола ← читать!
◉ 06 | Ватикан. Собор святого Петра: пышность и монументальность как главный аргумент для прихожан ← читать!
◉ 07 | Ватикан. Устройство папской железной дороги ← читать!
◉ 08 | Мальтийский Орден. Дворец наногосударства в Риме. Как выглядит посольство Ордена в Минске ← читать!
◉ 09 | Монако. Социальное жилье, местные Шабаны ← читать!
◉ 10 | Монако. Подземный вокзал станции Монте-Карло ← читать!
◉ 11 | Лихтенштейн. Столица. Образование карликового княжества ← читать!
◉ 12 | Лихтенштейн. Тризен. Пасторали альпийской провинции ← читать!
◉ 13 | Лихтенштейн. Шан. Как получить местный паспорт ← читать!
◉ 14 | Люксембург. Столица. Мост Адольфа и виадук через каньон ← читать!
◉ 15 | Люксембург. Столица. Знакомство с самой богатой страной Европы ← читать!
◉ 16 | Люксембург. Дифферданж. Индустриальный расцвет герцоргства ← читать!
◉ 17 | Люксембург. Эш-Сюр-Альзетт. Это просто красиво ← читать!
◉ 18 | Люксембург. Дюделанж. Система бесплатного транспорта в стране. Позитивная маятниковая миграция ← читать!
◉ 19 | Люксембург. Беттамбур. Система перехватывающих бесплатных парковок ← сейчас открыто
◉ 20 | Люксембург. Провинция в самой богатой стране Евросоюза ← читать!
◉ 21 | Люксембург. Вианден. Наиболее живописный город герцогства ← читать!
◉ 22 | Люксембург. Дикирх. Вопросы натурализации в стране ← читать!
◉ 23 | Люксембург. Юнглинстер. Внешний вид и цены в квартале новостроек ← читать!
◉ 24 | Андорра. Столица. Лютая история про уроженца Вильнюса, который стал королем страны ← читать!
◉ 25 | Андорра. Эскальдес. Цена на выпивку в Андорре. Страна-дьюти-фри ← читать!
В случае с Люксембургом кнут это не цена топлива или налоги на владение автомобилем, а стоимость парковки. Обычная практика для богатых городов, задыхающихся от трафика: сделать стоянку настолько дорогой, чтобы ее аренда на рабочий день делала больно.
Некоторые поблажки имеют местные жители. В своем районе они оставляют тачку бесплатно, в чужих может быть небольшой кусочек бесплатного времени. В остальном город делится на несколько зон по стоимости и типу парковки, а штрафы за незаконное оставление машины и ее эвакуацию большие. Не получится бросить машину и на стоянке у гипермаркета хотя бы на время работы — ее эвакуируют и оттуда.
Еще 40 лет назад Люксембург принялся инвестировать в парковки типа park + ride, получившие у нас название «перехватывающих». Плоскостные, подземные и многоуровневые паркинги расположены в точках «входа» автомобильного трафика: на окраинах столицы, у железнодорожных станций, автобусных вокзалов. За несколько десятилетий герцогство преуспело в деле увеличения емкости машино-мест:
Планы тоже большие и рассчитаны аж до 2035-го года. Причем Люксембург начал вкладываться в P+R даже за рубежом у станций электричек, откуда едут на работу экспаты и собственные граждане, арендующие жилье из-за разницы цен.
Вокзал Беттамбура:
Автостанция:
Изначально стоимость паркинга равнялась стоимости проезда на общественном транспорте до места приложения труда, то есть за оплату аренды водитель получал условный талончик на автобус и ехал дальше. После того, как автобусы стали бесплатными, была убрана оплата и за паркинги. Правительство герцогства очень настойчиво предлагает пользоваться именно такой схемой.
Самый большой и самый старый паркинг в стране Bouillon на 2400 мест:
На улицах Беттамбура:
Перехватывающие парковки Люксембурга стали превращаться в транспортные узлы. Городские власти подвели к ним маршруты коммунального транспорта, причем в некотором будущем к одной из парковок протянут даже трамвай — прямо в ее центр. Более того, мой Flixbus из Базеля остановился именно на P+R Sud, а не где-то в центре.
Какой странный дом в Беттамбуре:
Кроме того, на паркингах начали развиваться хабы средств индивидуальной мобильности: велосипеды и самокаты в аренду. И это тоже пользуется спросом, я видел своими глазами (хотя оно как раз не бесплатно).
Еще Беттамбур:
Симпатичный храм:
Люксембург готов корректировать свои планы по развитию P+R по мере изменения ситуации, но стратегию пересаживать людей в общественный транспорт отменять не собирается.
Ну а мы будем наблюдать, ведь рано или поздно проблема перегруженности дорог станет актуальной для всех крупных городов.