Есть абсолютно справедливое наблюдение: белорусы никогда не переходят дорогу на красный свет — настолько мы дисциплинированная нация. Я считаю это хорошей чертой, потому что дисциплина как долгосрочная стратегия поведения более эффективна. Правда, причины строгого следования сигналам светофора вижу в другом: и Минск, и все остальные города страны практически не имеют исторически узких улиц, наши улицы изначально строились сомасштабными автомобильному движению развитого населенного пункта. Значит, средняя скорость автомобиля лежит за пределами безопасной для пешехода, значит, нужно быть дисциплинированным, чтобы не попасть под колеса. В старых городах Европы, США, Ближнего Востока и Азии люди в целом позволяют себе ходить на красный, когда это позволяет обстановка. В Стамбуле я увидел яркий пример саморегулирующейся системы пересечения разных потоков у вокзала Сиркеджи, где цвет светофора в принципе не имеет значения для участников движения. Это даже интересно зафиксировать в отдельном посте.
Приглашаю бизнес к продвижению услуг в трэвел-циклах! Суммарный охват достигает 100 тысяч визитов благодаря интеграциям в блоге, инстаграме, фэйсбуке и телеграме. Обращайтесь без промедления: denis.blisch@gmail.com или @blisch в телеге.
Поездка: Стамбул | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Песня стамбульскому стритфуду ← читать!
◉ 02 | Рынок специй ← читать!
◉ 03 | Железная дорога Мармарай, стамбульские «городские линии» ← читать!
◉ 04 | Жутковатый район Кумкапы — раньше армянский, теперь узбекский ← читать!
◉ 05 | Стамбул-Мир ← читать!
◉ 06 | Спальный район на окраине: дворы ограждены колючкой, а в остальном Каменная Горка ← читать!
◉ 07 | Пост об отдельном перекрестке, который показывает катастрофическое число туристов в городе ← сейчас открыто
◉ 08 | Кварталы богачей и их усадеб Левент ← читать!
◉ 09 | Пешком по турецким городам: Арнавуткей ← читать!
◉ 10 | Ближайший к Стамбулу областной центр Измит ← читать!
◉ 11 | Пешком по турецким городам: Гебзе ← читать!
Сиркеджи был главным вокзалом европейской стороны Стамбула, но постепенно потерял свое значение, а сейчас используется только подземная его часть для поездов системы Marmaray. Тем не менее, район Сиркеджи является важным пересадочным узлом для пассажиров, направляющихся в историческую часть города: отсюда в пешей доступности главные достопримечательности города, а также Египетский рынок.
У вокзала проложена трамвайная линия:
Она проложена по улице Мурадие и вливается в проспект Анкары, дополняя напряженный перекресток. Трамваи ходят очень часто, иногда буквально впритык друг к другу, так как интервал сбивается из-за многочисленных заторов по маршруту.
Я был в этом месте два раза за поездку в Турцию, и первый пришелся на вечер выходного дня, когда движение на перекрестке было суперинтенсивным с бесконечными сигналами клаксонов и даже руганью водителей. А вот в будний днем оно выглядело сбалансированным, причем, подчеркиваю еще раз, практически без участия светофоров.
На пятачке дежурят Trafik polisi:
Но никакого внимания на пешеходов они не обращают. В принципе никаких действий эти ребята не производят до тех пор, пока пятачок пропускает потоки.
Пассажиры поездов с чемоданами, местные жители, туристы, человек с коляской, нищий со своим скарбом — все здесь:
Дядька стоял смотрел и вдруг двинул поперек движения:
Трамваи проходят впритык к людям. Смотреть иногда жутко, мало ли зацепит…
Водители хорошо знают, что в этом месте люди полностью игнорируют сигналы, поэтому продвигаются аккуратно. Это позволяет им тоже сквозь пальцы смотреть на то, каким светом горит светофор.
Мотоциклист ожидает разрыв в потоке, чтобы выскочить из боковой улицы:
Всем красный — и людям, и машинам. Все двигаются:
Среди специалистов по дорожному трафику популярна теория, что внутри городов или хотя бы центральных частей реально полное исключение контроля за перекрестками и даже целыми кварталами. Такого рода системы могут приходить в равновесие без внешнего вмешательства…
Звучит странно и смело, но Стамбул показывает: оно работает!