Железная дорога Marmaray, стамбульские городские линии

Железная дорога Marmaray, стамбульские городские линии
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Вызывает уважение то, сколько денег инвестирует Турция в дорожную инфраструктуру! Им непросто: горы, сложная сеймическая ситуация и, как вишенка на торте, Босфор, разделяющий двадцать первую по численности населения агломерацию мира — Стамбульскую. Связность Турции стоит государственному бюджету поистине космических денег, один Большой Стамбульский трехуровневый тоннель (автомобильный, железнодорожный и метро) вытянет до 2028-го года не менее 3,5 миллиардов долларов. Система Marmaray, по которой хотелось прокатиться в эту поездку, была немного дешевле, но ее значимость колоссальна: она связывает в единое целое пригородное движение мегаполиса через подводный погружной тоннель и проходит ровно под историческим центром. Турки на протяжении 14 лет проводили колоссальную работу, чтобы увеличить емкость движения через Босфор в несколько раз. Зарядил на карту денег и прыгнул в электричку, связывающую Европу и Азию.

Приглашаю бизнес к продвижению услуг в трэвел-циклах! Суммарный охват достигает 100 тысяч визитов благодаря интеграциям в блоге, инстаграме, фэйсбуке и телеграме. Обращайтесь без промедления: denis.blisch@gmail.com или @blisch в телеге.

Поездка: Стамбул | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Песня стамбульскому стритфуду ← читать!
◉ 02 | Рынок специй ← читать!
◉ 03 | Железная дорога Мармарай, стамбульские «городские линии» ← сейчас открыто
◉ 04 | Жутковатый район Кумкапы — раньше армянский, теперь узбекский ← читать!
◉ 05 | Стамбул-Мир ← читать!
◉ 06 | Спальный район на окраине: дворы ограждены колючкой, а в остальном Каменная Горка ← читать!
◉ 07 | Пост об отдельном перекрестке, который показывает катастрофическое число туристов в городе ← читать!
◉ 08 | Кварталы богачей и их усадеб Левент ← читать!
◉ 09 | Пешком по турецким городам: Арнавуткей ← читать!
◉ 10 | Ближайший к Стамбулу областной центр Измит ← читать!
◉ 11 | Пешком по турецким городам: Гебзе ← читать!

Железнодорожная система Marmaray проходит по берегу Мраморного моря от станции Халкали на западной окраине Стамбула до города Гебзе на востоке — всего около 75 километров, 44 станции, 104 минуты в пути. Собственно, Marmaray это составное слово, в котором спрятаны слова «мраморный» и «рельс».

Наиболее сложный и дорогой участок включает три подземные станции, в частности под старейшим вокзалом города Сиркеджи, тоннель и пути подхода к нему. Это все строилось с нуля, остальные пути реконструировались.

Вгрызаться в землю строители начали в 2005-м году, но практически сразу наткнулись на старые фундаменты домов ушедших эпох. Строительство Marmaray позволило увеличить возраст древнего Византия, но существенно тормознуло, пока свои дела делали ученые.

Тоннель проектировался и возводился силами турецко-японского консорциума на деньги опять же Японского и Евразийского банков развития. Был выбран вариант с погружением заранее собранных секций на глубину 64,6 метра, из которых 60 — это чисто вода, а остальное грунт.

Секции фактически вечные. Они не только способны столетиями сохранять герметичность, но и сопротивляться самым разрушительным землетрясениям. Босфор, в общем, сам по себе является продуктом движения литосферных плит, поэтому встряхивание Стамбула возможно и в будущем.

Весь путь Marmamay был полностью реконструирован. В некоторых местах полотно опущено в глубокую бетонированную выемку, что позволило снизить шум и вибрацию в плотной городской застройке. Кроме того, уложен третий путь, качественно улучшена автоматическая сигнализация (дает возможность пропускать поезда каждые две минуты в обоих направлениях), построены конкорсы, платформы, вокзалы, внедрена отдельная от городской система оплаты, закуплены десятки поездов.

Прошелся вдоль линии по азиатской части системы. Вот составы бегут в огороженной зоне вблизи старых домов махалле (микрорайона) Расимпаша:

Это в какой-то мере уникальный район, потому что власти Стамбула старательно расчищают старые малоэтажные районы, заменяя их стеклянными высотками без души и привлекательности:

На узкой полоске между застройкой и железной дорогой очень-очень старое кладбище Айрылык Чешме:

Бетонная выемка Marmaray, внутри которой поезда не несут угрозы уличному трафику и окружающей застройке:

Душевно:

Стамбул строит современные транспортно-пересадочные узлы, которые могут «переваривать» гигантский людской трафик за единицу времени — маршрутизировать потоки людей по разным типам общественного транспорта. Это строится узел со сложным названием Сегютлючешме, который объединяет Marmaray и метробус, автобус на выделенной линии:

Зашел на станцию Фенерйолу. Видно старое здание исторической линии Стамбул — Багдад, а справа новый третий путь, позволяющий использовать инфраструктуру Marmaray в том числе для дальних пассажирских поездов (а вот грузовые здесь не пойдут никогда — их судьба ждать Большой Тоннель):

Станция за забором:

Тоннель для локального автомобильного трафика под путями:

Застройка махалле Фенерйолу и Фенербахче, вплотную подступающих к электричке:

Шумно? Шумно…

Ежечасно Marmaray может обслужить 75 тысяч человек, в сутки около миллиона — столько людей пересекает Босфор именно по ней. Но потребность города в нескольких миллионах пассажиров, поэтому Стамбул продолжает строить мосты и тоннели, венцом которых станет Большой.

Какой восторг!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎