Болоньевая ткань, соус болоньезе и Болонский процесс — это все отсюда, из Болоньи, важнейшего города северной Италии. У меня в голове он крепко засел благодаря случайной фотографии каменных средневековых башен, возвышающихся над историческим центром — настолько громадных, насколько и бессмысленных в своей нефункциональности. Башни символизируют финансовую мощь и масштабы эго конкретной итальянской семьи, они уделывают даже родовые склепы Монументального кладбища в Милане, хотя казалось бы… Болонья очень старая, очень богатая, пышущая каким-то непререкаемым достатком. Такой тяжелый люкс в камне, зрелая роскошь для тех, кто знает как устроена жизнь.
Цикл: 🇮🇹 Италия | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Небанальный пост о достопримечательностях Рима ← Читать!
◉ 02 | Впечатления от поезда «Красная Стрела» Рим — Милан ← Читать!
◉ 03 | Великий вокзал Термини ← читать!
◉ 04 | Пантеон (акт поклонения) ← читать!
◉ 05 | Кладбище — произведение искусства. Милан ← Читать!
◉ 06 | Прогулка в Бергамо, пока ждешь свой Ryanair домой ← Читать!
◉ 07 | Город средневековых небоскребов и километровых лоджий – Болонья ← сейчас открыто
◉ 08 | Система скоростного троллейбуса в Римини ← читать!
◉ 09 | 100% душевности: Борго Сан Джулиано, любимый райончик Феллини ← читать!
◉ 10 | Пахнет ли вода в Венеции? На чем стоят дома? Как организована канализация? Никогда не интересовался этими вопросами, пока сам не побывал ← читать!
◉ 11 | Так сказать, по скорининским местам, по Падуе ← читать!
◉ 12 | Итальянская Верона: шутка про Ромео и Джульетту ← читать!
◉ 13 | Италия. Приграничная Вентимилья как накопитель африканских мигрантов ← читать!
Только в Болонье я понял, что в Италии нигде не видно крупных велосипедных парковок, как это принято в любой стране к северу. Не особо видно и велосипедистов, хотя рельеф очень многих городов вполне позволяет ими пользоваться. Велопаркинг у вокзала Болоньи даже заставил поднять смартфон и сделать фото:
Итальянцы как и испанцы предпочитают скутеры с двигателем внутреннего сгорания. Да, дороже, чем крутить педали, но все равно дешевле, чем заправлять скутер в Дании и Нидерландах — там массовость велодвижения это во многом способ экономить. Плюс обдувающий ветерок, что крайне важно в жарком климате Италии.
На рубеже XIX-XX веков Болонья прошла процесс османизации, то есть расширения средневековых узких улиц с массовым сносом построек по примеру Парижа времен барона Османа. В каком-то смысле Минск так же поступал с Раковским предместьем, Немигой и Верхним городом после Второй мировой.
Эта реконструкция не затронула вообще каждую улицу, только позволила прорубить ядро удобными проспектами. В основном исторический центр суперплотный, местами некомфортно плотный за счет высоты зданий. Порой хочется выбраться из лабиринта.
И лоджии… Лоджиями правильно называть длинные крытые пешеходные галереи, заглубленные в тело здания на уровне первого этажа. То, что это слово вошло в постсоветский обиход в ином смысле, не беда, но и изначальное значение знать полезно ☝️
В общем, лоджий в Болонье так много, как нигде в Италии. Реально километры переходов от квартала к кварталу проложены под крышами многочисленных палаццо:
Конечно, у лоджий есть функция: защищать от солнца и дождя. Справедливый вопрос: если в большинстве городов мира идет дождь и светит жаркое солнце, то почему подобные галереи не распространены повсеместно? По моим наблюдениям они появляются там, где солнце или дождь по-настоящему доставляет проблемы. Очень жарко или очень дождливо — такие.
Вышел к главной улице. Она пересекает весь город и несколько раз меняет название, а одно из них — Главный проспект:
Вся эта длинная стена с предыдущего кадра относится к циклопических размеров комплексу муниципалитета, занимающего целый квартал. Фактически он представляет собой группу слипшихся зданий, возведенных с XIII по XVII века. Разные ракурсы на лицевой фасад с площадей Нептуна и Главной:
Сзади:
На главной площади также расположен дворец Энцо, жесточайше древняя постройка раннеготического времени. Фактически все, что предстает перед прохожим, закончено аж в 1246 году:
С видом на фонтан Нептуна:
Теперь в Энцо проходят конференции и выставки.
В обрамлении прочих дворцов базилика (в почетном статусе «малой папской базилики») Сан-Петронио, пятая по величине в Европе и первая по возрасту действующего орга́на:
Строилась она триста лет и так и не закончена в части оформления фасада. Стоит незавершенным до сих пор (есть планы по завершению):
Красота!
Итак, вновь центральный проспект и те самые башни:
Сегодня в Болонье осталось 22 подобных строения высотой от 30 до 100 метров. Сладкая парочка Азинелли (самая высокая) и Гаризенда (самая наклонившаяся) считаются символом города, его наиболее узнаваемым образом. Конкретно эти построены в первой половине XII века, причем Азинелли, судя по конструкции, была еще на 20-25 метров выше, но укорочена из-за развивающегося крена. Трижды укорачивалась и Гаризенда, так как еще до окончания строительства начала «падать», чем и продолжает заниматься до сих пор.
Мода на башни достигла своего расцвета в Болонье в XIII веке, имеются свидетельства, что всего их в городе было порядка 100 штук. Зачем строили? Считается, что просто так, то есть для демонстрации могущества местных семей. Кроме того, башни выполняли оборонительную, наблюдательную и жилую функции. Каждая из них внутри полая с винтовой лестницей наверх, на нижних уровнях могли быть склады и квартиры.
Еще немного погулял по Болонье и уехал в аэропорт.