Система скоростного внеуличного троллейбуса в Италии — вот это франкенштейн!

Система скоростного внеуличного троллейбуса в Италии — вот это франкенштейн!
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Все крупные города мира вынуждены развивать скоростной внеуличный транспорт, позволяющий обслуживать большие пассажиропотоки (а те, которые не развивают, страдают от пробок). Чаще всего light rail, то есть трамвай без пересечения с другими участниками дорожного движения, либо с безусловным преимуществом на всех перекрестках. Строят также метро, сети городских электричек — это если людей нужно перевозить больше и быстрее. Иногда подобные системы принимают совсем уж экзотические формы, как подземный троллейбус в Бостоне, хотя это частный случай. Реально распространенным внеуличным видом транспорта такого типа в мире стоит считать bus rapid transit, метробус — его много в Южной Америке и по чуть-чуть на остальных континентах. Автобусы движутся в выделенных линиях на высоких скоростях, зачастую имеют остановки островного типа с турникетами, а иногда и направляющие колеи (тогда его называют шпурбус). В бывшем СССР BRT пытается развивать Тбилиси в микрорайоне Ваке, в Европе также есть несколько примеров. В итальянском Римини, куда я прилетел в начале августа, в работе круглосуточный скоростной троллейбус. Реальный франкенштейн!

Цикл: 🇮🇹 Италия | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Небанальный пост о достопримечательностях Рима ← Читать!
◉ 02 | Впечатления от поезда «Красная Стрела» Рим — Милан ← Читать!
◉ 03 | Великий вокзал Термини ← читать!
◉ 04 | Пантеон (акт поклонения) ← читать!
◉ 05 | Кладбище — произведение искусства. Милан ← Читать!
◉ 06 | Прогулка в Бергамо, пока ждешь свой Ryanair домой ← Читать!
◉ 07 | Город средневековых небоскребов и километровых лоджий – Болонья ← Читать!
◉ 08 | Система скоростного троллейбуса в Римини ← сейчас открыто
◉ 09 | 100% душевности: Борго Сан Джулиано, любимый райончик Феллини ← читать!
◉ 10 | Пахнет ли вода в Венеции? На чем стоят дома? Как организована канализация? Никогда не интересовался этими вопросами, пока сам не побывал ← читать!
◉ 11 | Так сказать, по скорининским местам, по Падуе ← читать!
◉ 12 | Итальянская Верона: шутка про Ромео и Джульетту ← читать!
◉ 13 | Италия. Приграничная Вентимилья как накопитель африканских мигрантов ← читать!

По молодости я думал, что троллейбусы это в большей степени транспорт из бывшего СССР, а в мире они чистая экзотика. На самом же деле троллейбусных систем довольно много, хотя и не так много как трамвайных. В «Старой Европе» наибольшая их концентрация сохраняется, кажется, в Швейцарии и Италии, хотя в последней действующих осталось не очень много.

В общем, троллейбус — это по-итальянски традиционно и привычно. Настолько, что два города в стране решилось на перезапуск их в скоростном внеуличном формате, а именно Рим и Римини. Столица справилась сильно быстрее, областной же центр вымучивал проект более 25 (!) лет. Его впервые представили еще в 1994-м, затем осваивались деньги под проект, потом деньги заканчивались…

Строители пришли на площадки в 2011-м, а в 2017-м капитальные работы были завершены. В ноябре 2019-го по трассе пошли автобусы в качестве тестовой эксплуатации и лишь в октябре 2021-го поехали троллейбусы, прошедшие долгий путь сертификации.

Линия протяженностью 10 километров между центральным вокзалом Римини и пригородом Риччони работает круглосуточно с тактовым движением машин. Они идут с интервалами, кратными 10 минутам. В наиболее напряженное время как раз каждые 10 минут, в другое каждые 20 либо 30 минут. Я, например, вышел из гостиницы еще в 5:45 утра, чтобы прокатиться:

Система физически отделена от пешеходных и автомобильных дорог, попасть «внутрь» можно только в местах организации остановочных пунктов. Перекрестки оформлены подземными чисто пешеходными либо совмещенными тоннелями, где может проехать машина и пройти человек.

Параллельно троллейбусу идет железная дорога, к наличию которой аппелировали противники проекта. Мол, если есть рельсы, зачем городить огород — пускай электрички и всего делов.

Однако разница существенна. Ресурсоемкость городской электрички, шум, невозможность организовать частые остановки и жесткий такт из-за занятости линии грузами и дальними поездами — в общем, все очевидно. Разумеется, между Римини и Риччони ходит пригородная электричка, только она не делает других остановок, а троллейбус — полтора десятка!

Выхожу на остановку. Турникетов нет, оплата внутри троллейбуса. Так как машины низкопольные, то платформы сделаны низкими:

Обратите внимание, что остановка еще и место разъезда троллейбусов — за пределами платформ направления сходятся в одно. Да, более половины всей трассы однопутка, хотя в этом нет никакой проблемы из-за тактового движения и отсутствия посторонних машин.

Линию обслуживает 9 троллейбусов модели ExquiCity 18T бельгийской компании Van Hool, известной белорусам разве что редкими автобусами. Впрочем, еще и мордой своих современных троллейбусов, которой явно вдохновлялся «Белкоммунмаш» при создании своего четвертого поколения Vitovt ;)

Задница, впрочем, нашим почему-то не приглянулась:

Разъезд двух машин:

Проехал несколько раз. Троллейбусы идут очень шустро, что стало возможным благодаря какой-то хитрой системе подвижной контактной сети. Салон за исключением панорамных окон и мощного кондиционера не особо понравился. Все в ядовито ярком пластике, скрипит.

Конечная остановка у вокзала Римини. В будущем линия пойдет дальше в городок Сантарканджело-ди-Романья (с другой стороны в городок Каттолика), теперь же тупик:

Велопарковка для тех, кто приезжает троллейбусом на вокзал и дальше. Либо наоборот:

Троллейбус уходит на разворот:

Дежурный автобус, необходимый в случае подмены аварийного троллейбуса:

Вопрос, почему для BRT власти областного центра выбрали именно троллейбус, на самом деле имеет не только поэтический, но и вполне практический ответ. Даже два. Очень плотная застройка: местами линия проложена буквально под окнами местных жителей, а троллейбус тише, чем автобус.

Второй ответ в этом же направлении. Выхлопные газы с такой плотностью застройки и без санитарной зоны сделали бы проживание вдоль линии невозможным. Благодаря же троллейбусу ее удалось поместить в самый центр курортной части Римини без вреда для людей.

Готовится к отправке. Трасса в одну сторону преодолевается за 25 минут:

Штангоуловители на контактной сети такие же самопальные как и у нас :)

Ну, это же Италия.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎