Великий Термини

Великий Термини
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Главный римский вокзал настолько огромен, что легко находится невооруженным глазом с высоты полета самолета, заходящего на посадку в аэропорт Чампино. Он шестой в Европе по загруженности (мировой рейтинг считать смысла нет, абсолютное большинство мест заняты Японией, включая первое) и ежедневно «переваривает» до полумиллиона пассажиров. Термини получил название благодаря расположению рядом с термами (общественными купальнями) Диоклетиана в середине XIX века, однако современный облик начал формироваться с довоенного проекта Анджоло Маццони. Проект был разработан под тотальную перестройку Рима в преддверие Экспо-42, так и не состоявшегося из-за Второй Мировой. Вокзал даже начали строить, от того проекта остались две боковые галереи. Главный фасад уже готовил другой архитектор, строители завершили объект в 1950-м году. Спустя 72 (!) года вокзал все еще выглядит современным, стильным и функциональным — итальянцы умеют в дизайн, факт. В этом посте посмотрим оригинальный проект, скрытые довоенные галереи и погуляем по платформам.

Цикл: 🇮🇹 Италия | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Небанальный пост о достопримечательностях Рима ← Читать!
◉ 02 | Впечатления от поезда «Красная Стрела» Рим — Милан ← Читать!
◉ 03 | Великий вокзал Термини ← сейчас открыто
◉ 04 | Пантеон (акт поклонения) ← читать!
◉ 05 | Кладбище — произведение искусства. Милан ← Читать!
◉ 06 | Прогулка в Бергамо, пока ждешь свой Ryanair домой ← Читать!
◉ 07 | Город средневековых небоскребов и километровых лоджий – Болонья ← Читать!
◉ 08 | Система скоростного троллейбуса в Римини ← читать!
◉ 09 | 100% душевности: Борго Сан Джулиано, любимый райончик Феллини ← читать!
◉ 10 | Пахнет ли вода в Венеции? На чем стоят дома? Как организована канализация? Никогда не интересовался этими вопросами, пока сам не побывал ← читать!
◉ 11 | Так сказать, по скорининским местам, по Падуе ← читать!
◉ 12 | Итальянская Верона: шутка про Ромео и Джульетту ← читать!
◉ 13 | Италия. Приграничная Вентимилья как накопитель африканских мигрантов ← читать!

Термини планировался единственным вокзалом Рима, но его возможности были исчерпаны уже в XX веке, поэтому город построил Тибуртину — совмещенный с центральной автобусной станцией вокзал, обладающий такими же пропускными возможностями, как и первый. Тибуртина в большей степени ориентирован на юг страны и высокоскоростное сообщение, хотя оба терминала отправляют поезда всех классов.

Особенность Термини в том, что он тупиковый. Центральный фасад выходит на площадь Чинквеченто, транспортный хаб, объединяющий две линии метро, трамвай, скоростной троллейбус, автовокзал, городские автобусы и такси.

Справа виднеются термы, теперь перестроенные в храм:

Классический старый вокзал, снесенный в 1937-м году, не отвечал, по мнению главного мотиватора реконструкции Муссолини, текущей эпохе. Вот он:

Новый проект создал один из ведущих на то время архитекторов так называемой «новеченто» (буквально «девятисотые», то есть эпохи XX века, объединяющей классику и современность) Анджоло Маццони. Его идея заключалась в заключении платформ в П-образный комплекс из трех зданий, имевших отдельное функциональное назначение. В одном крыле службы отправки поездов, в другом — прибытия. Центр отвечал за обслуживание пассажиров и репрезентативность вокзала, посадку его в городское окружение.

Маццони открыто и увлеченно цитировал римскую классику: аркады, портик, колоннада — все это дань «наработкам» архитекторов далекого прошлого.

Просто для понимания: боковые здания имеют длину по километру каждое. Их построить успели до 1943-го года, когда закончился итальянский фашизм как таковой, поэтому вокзал остался незавершенным. C падением фашизма попал в немилость автор проекта, поспешивший переработать фасад в угоду новым веяниям. Формально дискуссия возникла вокруг элементов украшения, в частности, капителей колонн, но ни отказ от фашистской символики, ни отказ от портика вообще не спасли: в 1947-м был объявлен конкурс на новый фасад, а сам Маццони уехал в Колумбию.

Обновившаяся Италия стремилась порвать со спорным прошлым, ознаменовав переход в архитектуре к модернизму и футуризму, названному здесь «органикой». Победа стали и бетона над физикой, свет, много света, интернациональность языка форм и структур — Термини «понятен» любому человеку на земле.

Его новый корпус, вместивший офисы работников станции, а также министерство транспорта, был готов в 1950-м году. С проектом Маццони сохранена связь через здания-крылья и сплошную облицовку фасадов травертином. Кроме того, связь есть даже на физическом уровне: в качестве свай были использованы фундаменты колонн несостоявшегося портика.

Финальный вид с земли:

С воздуха:

Аркады Маццони:

Место соединения старого и нового проектов:

Вход в вокзал накрывает гигантских размеров козырек, крепящийся на консоли. Это не только эстетика, но и функция: в Риме бывает очень дождливо в холодное время года и очень жарко в теплое. Мои снимки, например, сделаны при +36:

Консоли за входными дверями переходят в световой зал-распрелитель. Они синхронно изгибаются, придавая вестибюлю динамику и синхронизируясь с формой эскалаторов, связывающих зал с подземным уровнем. Абсолютно узнаваемая черта Термини, ставшая его визитной карточкой:

Панорамное окно юго-западного торца открывает вид на Сервийские стены, наиболее древнее оборонительное сооружение Рима (VI век до нашей эры):

Вестибюль переходит в следующий зал-распределитель, выступающий как точка входа с боковых фасадов. Здесь кофе, торговля, билетные кассы и автоматы — так сказать, финальная подготовка пассажира к отправке:

Разными проходами пассажир выводится на платформы, отделенные от залов турникетами. У платформ часто скапливаются пассажиры, так как объявление искомой зачастую происходит за 10-15 минут до отправления поезда. Станция имеет негласные (для уезжающих) зоны — по направлениям, по типу состава — но в рамках этих зон отправление может состояться с любого пути. Термини управляется «наживую», то есть подача поезда происходит туда, где это возможно — слишком большой трафик и слишком много опозданий, чтобы сделать схему статичной.

Жесткая планировка станции, заложенная в 30-е годы проектом Маццони, не позволяет нарастить число путей. Сейчас пассажирам доступно 28 штук, причем четыре из них вынесены далеко за пределы центральной части. Они были пристроены значительно позже, на них сформирован сектор поездов, обслуживающих побережье, в том числе поезда эконом-класса в аэропорт «Фьюмичино»:

Кроме того, над путями был надстроен многоуровневый паркинг без остановки движения. Невероятная инженерная работа:

Я бывал на многих вокзалах Европы, в том числе более загруженных, чем Термини, но именно римский вызывает во мне какой-то особенный трепет. Он прекрасен своей историей, изящностью, актуальностью.

И когда мне говорят, что итальянские железные дороги — это опоздания и раздолбайство, я отвечаю: вы попробуйте полмиллиона человек за сутки привезти и увезти с тупикового вокзала, тогда и поговорим :)

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎