В Венеции лично для меня самым интересным было разобраться как устроен этот город на бытовом уровне. Красота? Красоты в Италии слишком много, и мой мозг просто не может охватить ее полностью. Да, я люблю города пожиже, где застройка как застройка, но есть один-два бриллианта, ради которых затевалась поездка. Венеция, без сомнения, роскошный город, цельный памятник всемирного наследия ЮНЕСКО, туристическая мекка, мост Риальто, то да се. Однако принюхаться к воде в каналах и нагуглить изображения фундаментов зданий, повторюсь, было еще интереснее. В общем, этот пост скорее про венецианское градоустройство с ворохом фоток из прогулки.
Цикл: 🇮🇹 Италия | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Небанальный пост о достопримечательностях Рима ← Читать!
◉ 02 | Впечатления от поезда «Красная Стрела» Рим — Милан ← Читать!
◉ 03 | Великий вокзал Термини ← читать!
◉ 04 | Пантеон (акт поклонения) ← читать!
◉ 05 | Кладбище — произведение искусства. Милан ← Читать!
◉ 06 | Прогулка в Бергамо, пока ждешь свой Ryanair домой ← Читать!
◉ 07 | Город средневековых небоскребов и километровых лоджий – Болонья ← Читать!
◉ 08 | Система скоростного троллейбуса в Римини ← читать!
◉ 09 | 100% душевности: Борго Сан Джулиано, любимый райончик Феллини ← читать!
◉ 10 | Пахнет ли вода в Венеции? На чем стоят дома? Как организована канализация? Никогда не интересовался этими вопросами, пока сам не побывал ← сейчас открыто
◉ 11 | Так сказать, по скорининским местам, по Падуе ← читать!
◉ 12 | Итальянская Верона: шутка про Ромео и Джульетту ← читать!
◉ 13 | Италия. Приграничная Вентимилья как накопитель африканских мигрантов ← читать!
Венеция, конечно, стоит не на воде, а на земле — на нескольких островах Венецианской лагуны. Эффект плывущего города достигнут благодаря нескольким инструментам. Во-первых, острова испещрены не только естественными, но и (в большей степени) искусственными каналами, нужными для решения транспортных вопросов трудящихся. Во-вторых, центральные земли в значительной степени прошли процесс терраформирования: что-то осушено, что-то подсыпано — сделано пригодным для строительства. В-третьих, плотнейшая застройка, буквально до сантиметра использованная территория, без остатков. Человеческий глаз просто не видит, на чем стоит город — вся земля под городом.
Лагуна, снимок из космоса:
Поближе:
Лагуна мелководна, потому что образована силами нескольких небольших рек, стекающих с материка в море. Эти реки постоянно наносят лёсс, осадочные породы в виде желтого песочка. Местами водная поверхность представляет собой ватты, периодически мелеющие вязкие участки — их появление на поверхности зависит от ритма приливов и отливов.
Центральные острова Венеции не единственные заселенные в лагуне. Более того, Венеция не единственный город в округе с каналами и «плывущими» домами, но он самый богатый в силу исторических причин.
Причина, в общем, опять же в особенностях географии. Строительство города на этом месте полторы тысячи лет назад было чисто утилитарным решением, хорошим способом обеспечить безопасность. Никакой магии и романтики, исключительно функция. Сегодня, в 2023-м году, конечно, осталась одна романтика, а еще добавилась куча проблем с функционированием островной части Венеции, где постоянно проживает более 60 тысяч человек.
Венеция связана с материком длинным путепроводом, вмещающим по две железнодорожные и трамвайные колеи, а также четырхполосную автомагистраль. Транспортные артерии входят в главный «спальный район» города Каннареджо и тут же упираются в тупик, образованный вокзалом и Римской площадью.
Полицейский участок, кстати:
Дальнейшее передвижение возможно либо водным транспортом регулярного и нерегулярного типа, либо пешком. Плавать по Венеции дорого, ходить бесплатно и красиво!
С древнейших времен здешние дома стоят на свайных фундаментах. Деревянные сваи из лиственницы или дуба вбиваются в лёсс до достижения глиняного слоя каранто. Практика показывает, что глубина залегания глины достигает не более нескольких метров.
Дерево, лишенное доступа к кислороду из-за вязкой плотной грязи, практически не подвержено гниению, а за столетия использования минерализуется и набирает отличную крепость. Сваи перестилаются поперечными балками, формируя что-то вроде ростверка, а подводный этаж и фасад до уровня максимального прилива выкладывается местным водонепроникающим известняком, известным как истрийский камень (по региону Истрия, теперь территория Хорватии).
В итоге это выглядит примерно так:
А для прохожих так:
Хотя каналов в городе очень много, и именно они выполняют основную транспортную функцию, все-таки передвигаться по Венеции проще пешком. В поперечнике она, если не считать материковой части, всего около 3,5 километров. Да, улочки узкие, все как любят туристы:
Венеция, откровенно говоря, тонет, медленно погружаясь в воду под тяжестью собственного веса. Ученые сходятся во мнении, что до конца столетия город точно будет непригоден для жизни, но есть более радикальные оценки — до 2050-го и даже 2030-го годов.
Процесс погружения удалось затормозить за счет отказа от добычи артезианской воды. Ее сбор мало отличается от привычного нам — есть система старых и очень старых колодцев в каждом квартале и даже некоторых домах города. Грунтовые воды проходят короткий цикл пополнения за счет осадков и поступления через русла рек: они фильтруются наносным песком и затормаживаются все той же глиняной подушкой. Колодец на улице:
Колодец на площади:
Колодец в чьем-то дворе:
Вода в небольших каналах мутная, зачастую бирюзового оттенка. Затхлые запахи встречаются, хотя не превалируют в гамме ароматов. Иногда пахнет морской йодированной водичкой, иногда стиральными порошками 😲
Извините, а какашки куда? В плане утилизации отходов Венеция, на самом деле, находится в выгодном положении. Сейчас так вообще красота: в подвале каждого дома септик, собирающий твердую часть — ее забирают по ночам со специальных катеров. Жидкая просто в воду… Но и раньше, когда вода принимала все, Венеция не особо страдала от запахов. Приливы и отливы как бы заставляют «дышать» город, утягивая в море через Гранд-Канал, главный водный проспект города, всю благодать. Морю переварить такой объем не проблема.
Зелени в городе мало, потому что вырасти взрослому дереву просто негде, нет грунта. Все, что попадает в кадр, штучное производство, продукт реально больших усилий.
На островах бесчисленное множество церквей, что объясняется квартальной раздробленностью Венеции в прошлом. Грубо говоря, кадый микрорайончик, огороженный каналами, имел полный набор инфраструктуры, включая место духовного окормления. Венеция стала единой только в Средние века, научившись коллегиально представлять свои интересы в делах бизнеса, защиты и градоустройства.
Центральный рыбный рынок. Увы, был закрыт ко времени моего прихода, но подарил тяжелые рыбные запахи (далее картинки с ароматом):
Местами душевность закоулков, площадей и дворов-колодцев превышает даже мои ожидания:
Главный проспект города называется Гранд-Каналом, он рассекает Венецию в виде перевернутой буквы S. Канал довольно глубокий и широкий, выглядит впечатляюще:
Канал на самом деле является продолжением русла реки, пробирающегося через лагуну в открытое море. В канале есть течение, но зато он меньше подвержен отливам и приливам.
Да, именно через него в самом узком месте перекинут мост на остров Риальто, сердце Венеции. Мост тоже называется Риальто и впервые я его увидел в Лас-Вегасе — только там с эскалаторами 😂
Гранд-Канал это не только проспект, но и витрина города, самая богатая его часть. Ну, так пишут в путеводителях:
Почему Венеция богатый город сейчас понятно: миллиарды туристов, негде протолкнуться! А раньше?
Могущество выстраивалось столетиями разными способами. Первый бизнес местных была соль, которую они добывали прямо в лагуне и продавали в Европе. Второй — торговля специями, когда город как перевалочная база, гарантирующая безопасность караванам судов и стоянке в порту, выступала своего рода биржей.
И соль, и специи прошли классический путь эксклюзивного товара до массового, а потому потеряли ценность как источник очень больших доходов. Венецианские семьи, рабочие цеха, бизнес-союзы научились зарабатывать деньги на стекле, создав непревзойденную школу художественного стеклодутия. Потом еще был театр, карнавалы, проституция — все было, пока не уперлось в туризм.
Центральная площадь Сан-Марко:
Колокольня одноименного собора (на самом деле не оригинал, тот был утрачен):
Собор красивый:
Тут вообще завитушечно:
В Венеции, конечно, по возможности стоит побывать. Говорю как человек, который видел полтысячи городов в десятках стран и на разных континентах. Разнообразие главная ценность!
Пока-пока, город на воде.