Несколько лет назад я уже бывал в Милане — этот город хорош как база перед забросом в горную часть Швейцарии. Тогда с друзьями мы катались по Альпам на поездах, а в этот раз в Милан приехали семьей на пару ночей. Город опять не зашел. Вроде симпатичный, бурный, с потрясающим вокзалом, этим самым Дуомо, но что-то неуловимо не то. Зато Милан может похвастаться кладбищем :) И до прогулки по нему я даже не представлял, что кладбища бывают такими. Что там цыганские надгробия до неба и казахские склепы как квартиры-студии — итальянцы реально уделали всех.
Цикл: 🇮🇹 Италия | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Небанальный пост о достопримечательностях Рима ← Читать!
◉ 02 | Впечатления от поезда «Красная Стрела» Рим — Милан ← Читать!
◉ 03 | Великий вокзал Термини ← читать!
◉ 04 | Пантеон (акт поклонения) ← читать!
◉ 05 | Кладбище — произведение искусства. Милан ← сейчас открыто
◉ 06 | Прогулка в Бергамо, пока ждешь свой Ryanair домой ← Читать!
◉ 07 | Город средневековых небоскребов и километровых лоджий – Болонья ← Читать!
◉ 08 | Система скоростного троллейбуса в Римини ← читать!
◉ 09 | 100% душевности: Борго Сан Джулиано, любимый райончик Феллини ← читать!
◉ 10 | Пахнет ли вода в Венеции? На чем стоят дома? Как организована канализация? Никогда не интересовался этими вопросами, пока сам не побывал ← читать!
◉ 11 | Так сказать, по скорининским местам, по Падуе ← читать!
◉ 12 | Итальянская Верона: шутка про Ромео и Джульетту ← читать!
◉ 13 | Италия. Приграничная Вентимилья как накопитель африканских мигрантов ← читать!
Монументальное кладбище находится в пешей досягаемости от центра города — от Дуомо мы пришли пешком минут за 25 неспешным шагом. Но есть и станция метро 5-й линии, так что кому лень, тот может на метро.
Надо понимать, что оно остается действующим по сей день, то есть это не памятник архитектуры, а некрополь, и у него есть режим работы, предполагающий открытие с утра и закрытие вечером. Неподалеку от входа мужички продают цветы, поэтому если кто захочет почтить память какого-нибудь именитого итальянца, тянуть розы издалека не придется.
Кладбище опоясывает широкая и высокая кирпичная стена, а вход оформлен через фамедио, чисто итальянский прикол — особо торжественную часть некрополя, объединяющую часовню и могилы самых-самых именитых постояльцев.
Чимитеро Монументале существует с середины XIX века и завоевало, так сказать, популярность у высших слоев общества. Остаться навсегда здесь предпочитают люди искусства, успешные предприниматели, модельеры (например, Франко Москино). На кладбище похоронен отец Альберта Эйнштейна, чемпион Формулы-1 Альберто Аскари. Главной «звездой» кладбища считается Алессандро Мандзони, впрочем, не слишком модный в наших краях и практически полностью игнорируемый учебными программами даже в университетах.
Фамедио при кладбище довольно плотно «заселено», причем мемориальными досками украшены даже столбы и стены. Однако в нефах попадаются довольно свежие захоронения, даже двухтысячных годов. Есть и свободные места.
Монументальное кладбище возникло не спонтанно на окраине, а спланированно по архитектурному плану и застраивалось соответствующе. Не считая еврейского сектора, аллеи и площадки выполнены единообразно, причем зачастую с соблюдением композиции и четким ритмическим рисунком. Это станет понятно из некоторых фотографий.
Большая часть секторов сформирована однотипно: первый ряд занимают могилы, второй склепы. Есть аллеи только из склепов и ни одной мне не встретилось исключительно из могил.
Я, конечно, и раньше встречал склепы, но столь их большое количество в одном месте — никогда. Все мои представления о «красивых» кладбищах и оформлении семейных могил в одночасье рухнули после только четверти часа прогулки по Монументале.
Так как кладбище пусть медленно, но развивается и дальше, склепы в полной мере отражают моду на те или иные архитектурные стили в разные эпохи. Здесь есть и барокко, и византийский стиль, и функционализм, и неоготика, и даже изредка модернистские постройки для особенно прогрессивных господ.
Склепы фамильные, пополняются некоторые по 100-150 лет целыми поколениями прославленных ломбардских семей. Нашел я один и «общественный» склеп — моего смутно понимаемого итальянского хватило, чтобы перевести вывеску: мол, коммунальный склеп для тех, кто не может себе позволить личный, но кто достоин лежать на Монументале. Внутри было всего несколько занятых ниш, в остальном он стоял пустым.
Итальянец без понтов — беспонтовый итальянец!
На кладбище туристов практически нет, только редкие стайки офигевающих китайцев. На аллеях уютно и спокойно, думаешь о вечном!
Признаюсь, мой мир никогда больше не будет прежним после Монументального кладбища Милана. Строгие рекомендации, если хотите ходить с отвисшей пачкой и не постить затертый до дыр Дуомо.